О Конституции Карелии. А при чем здесь Республика Коми?
Обо всем по порядку.
В сентябре главой Коми избран был Владимир Уйба. Формируя органы региональной исполнительной власти, он неожиданно для всех предложил на должность председателя правительства Коми Игоря Булатова, в недавнем прошлом занимавшего пост вице-президента торговой компании «Ташир». После развода Булатова с Татевик Карапетян, дочерью основателя группы компаний «Ташир», Булатов неизбежно покинул и «Ташир», выйдя из семейного бизнеса.
Жителям Коми совершенно не было бы никакого дела до семейно-производственной истории Булатова, если б не желание победившего на губернаторских выборах В. Уйбы назначить его председателем правительства Коми. Столь странного предложение никто от Уйбы не ожидал и не понимал, чем оно вызвано. Ведь если и попадала прежде фамилия Булатова в поле общественного внимания, то скорее обсуждались в СМИ его отношения с любимыми женщинами. Оттого неизбежно возник вопрос: за какие заслуги Уйба ставит экс-зятя Карапетяна на пост председателя правительства Коми?
Губернатор В. Уйба, видя негативную реакцию на его предложение, благоразумно сделал паузу, не стал настаивать на своем, выкручивать руки местной элите. Кто не знает, скажу, что сам Уйба до избрания его губернатором Коми работал заместителем министра здравоохранения России, то есть он в общем-то посторонний для Коми человек, президентом России В. Путиным засланный в республику врио губернатора, против чего избиратели республики не возражали, избрав Уйбу главой Коми.
Но местные оказались не готовы к непонятному для них кадровому предложению нового руководителя. Однако и губернатор решил не отступать. Видимо, для него приезд Булатова в Коми в качестве одного из руководителей республики чем-то важен. И он нашел тактический ход, не провоцируя общественную агрессию, взять в свое правительство Булатова. Губернатор Уйба сам возглавил правительство Коми, а Булатова назначил первым заместителем председателя, перепоручив ему организацию текущей деятельности правительства Коми.
Теперь вернемся к Карелии
В структуре региональной власти в разные годы разной была и конфигурация высших должностей. Бывали времена, когда глава республики одновременно являлся и председателем правительства. Обе эти должности занимали Сергей Катанандов (эпизодически, по мере изменения структуры региональной исполнительной власти), Андрей Нелидов (весь губернаторский срок), Александр Худилайнен (под занавес своей губернаторской карьеры он и инициировал разделение двух должностей). Артур Парфенчиков, придя на смену Худилайнену, решил ничего не менять, став лишь главой Карелии, а на должность председателя правительства пригласил Александра Чепика, до 2017 г. трудившегося в правительстве Бурятии заместителем председателя здешнего правительства.
Однако губернатор Парфенчиков фактически сам руководит правительством Карелии, что нередко вызывает обидные для премьер-министра Чепика вопросы: чем тот занимается? Подозрение в бездельности несправедливое, конечно, поскольку работы и у Чепика хватает, но есть повод задуматься: а может, и в самом деле вернуться к прежней модели управления, когда глава республики непосредственно руководил и правительством Карелии (что фактически и есть на самом деле)?
Сейчас начинается работа над поправками в Конституцию Карелии, и имеется возможность внести изменения в ее 4-ю главу («Исполнительная власть»). Тем более что в 46 статье Основного закона уже установлено, что глава Карелии возглавляет правительство Карелии. Остается лишь упростить структуру региональной власти, закрепив за главой Карелии и без того исполняемые им функции председателя правительства. И тоже вопрос: а надо ли «председателя правительства» именовать «премьер-министром», как то сейчас в Конституции записано?
Всем советую, откройте текст Конституции Карелии и прочитайте Основной закон, по которому живет республика. Что добавить в Конституцию нужно, что удалить? Предлагайте, пока имеется возможность.