Как известно, белка-летяга в нынешнем году так никуда и не слетала… Хотя – планировала. 

 

Новость о том, что около областной клинической больницы создается взлетная площадка, вызвала множество немых вопросов. Но пресс-служба правительства области разъяснила, что это позволит по воздуху доставлять в медицинское учреждение тех больных из отдаленных районов, которые нуждаются в срочной медицинской помощи. Кроме того, аналогичный объект будет возведен в Переславле-Залесском. Объясняется эта необходимость его появления близостью трассы М8, на которой то и дело происходят масштабные ДТП, после которых необходимо эвакуировать пострадавших.

Сложно сказать, кто именно подсказал такую оригинальную мысль, но это был явно человек с могучим чувством юмора – и вот почему. Идея создать около крупнейших медучреждений Ярославской области небольшие площадки для того, чтобы там могли приземляться вертолеты санитарной авиации, очень не нова. Бывший главврач ярославской больницы скорой медицинской помощи Александр Дегтярев рассказывал, что именно рядом с этим медучреждением такая площадка должна была появиться еще в 70-е годы. Но до ума дело так и не довели. По слухам, из-за близости «режимных» объектов – моторного и шинного заводов, предприятия «Элдин», ТЭЦ и одной из площадок водоканала.

Александр Александрович заметил, что в тот момент, когда этот вопрос рассматривался, малая авиация в Ярославской области была. И что она обеспечивала не только медицину, но и сельское и лесное хозяйство, почту, осуществляла пассажирские перевозки… А что в Ярославской области есть сейчас? Отвечаем по буквам Николай, Илья, Харитон, Ульяна, Яков… То есть – ничего. Имеется аэродром Туношна, который вот уже которое десятилетие бьется за статус международного; аэродом Левцово, со статусом, намертво зависшим между музеем и площадкой для опен-эйра; и бывший аэродром ДОСААФ «Карачиха». Этот сегодня реконструируется – но под задачи, связанные с содействием армии, авиации и флоту.

Между тем даже если помечтать о том, что в регионе каким-то образом, помимо оборудованных площадок, появились пара-тройка специализированных санитарных вертолета (о самолетах – молчим, даже для АН-2 нужно хотя бы 200 м взлетно-посадочной полосы), то это вовсе не означает, что здесь сама собой возникнет и санитарная авиация как служба. Для ее существования необходима вся авиационная инфраструктура. В нее, в частности, входят: стартово-командный и диспетчерский пункты (то, что на разговорном языке называют «Вышкой»), службы связи, аэродромного и радиотехнического обеспечения, пункты технического обслуживания летальных аппаратов, а также – метеослужба. Кроме того, там же, на аэродроме, должны быть оборудованы пункты для пребывания медицинских бригад, иначе вся затея теряет смысл. Что-то из этого есть в Туношне, но разместить там санитарную авиацию не получится по простой причине: после этого аэродром перестанет быть международным и пассажирским. Представим себе простую ситуацию: аэродром «Туношна» ждет прибытия пассажирского самолета по расписанию. В этот момент служба МЧС сообщает о массовом ДТП под Ростовом Великим.

Что в этой ситуации делать диспетчеру? Задерживать вылет санитарного вертолета? Но тогда зачем такая служба – если она не может экстренно вылететь к месту происшествия? Дать взлет вертолету – а самолет пустить по «коробочке» над аэродромом, пока «санитар» не уйдет своим курсом? Оно и ничего бы, если ветра и дождя нет, ясный день и видимость «миллион на миллион», но ведь погоде не прикажешь. А крутиться над аэродромом в ситуации, когда вот-вот накроет гроза или кончится керосин, – такого врагу не пожелаешь. Заметим, чем тяжелее самолет, тем точнее экипаж рассчитывает горючее, чтобы сесть на максимально пустом, то есть легком, аппарате. Вот представьте себе: горючего у «Боинга» на три минуты, а с земли командиру воздушного судна сообщают: ты еще минут 10 в воздухе покрутись – тут вертолет должен экстренно взлететь.

Вот потому все аэродромы санитарной авиации, если и располагаются в районе больших аэропортов, всегда имеют свою взлетно-посадочную полосу и свою же инфраструктуру. В Туношне полоса всего одна – и, как ни упирайся, между «большой» и «малой» авиацией ее не поделишь. Стало быть, нужно возрождать Левцово. Но как раз эти планы никто не озвучивает. Такое ощущение, что все полностью уверены, что упомянутые площадки и будут аэродромами для санитарных вертолетов. Придется разочаровать инициаторов: посадочные площадки для вертолетов – их «рабочие места». А их, образно говоря, «дом» - там, где эти машины паркуют, охраняют, заправляют и ремонтируют. Но, похоже, департаменту транспорта и тем более департаменту здравоохранения это неизвестно. Как неизвестно ему, похоже, и то, что сегодня и обычной машины скорой помощи ярославцы ждут по пять-шесть часов, – и это еще хороший результат. К иным больным она не приезжает вообще.

Ряд СМИ, кстати, утверждает, что создание этих площадок – всего лишь исполнение решения федерального центра о возрождении санитарной авиации в России. Как говорится, так бы сразу и сказали». Теперь понятно, что площадки появятся - на чем все и закончится. Потому что содержание санитарной авиации – это груз, который потянут разве что столицы да нефтегазодобывающие регионы. Судите сами: крупные ДТП в регионе случаются, слава богу, не каждый день. Больных не столько сложно доставить в ЯОКБ, сколько добиться, чтобы их туда госпитализировали. А вертолет тем временем стоит. Есть, конечно, не просит, но… регламентные работы проводить ему необходимо, охранять его надо, службу медиков на аэродроме держать надо, да и пилот на сделке работать откажется.

Картина маслом: все стоит, готовое взлететь, жрет, извините за грубость, массу средств, но… не требуется. И бог его знает, сработает ли, когда потребуется. Стало быть, нужны тренировочные полеты - как минимум для сохранения квалификации пилотов. Что тоже проедает неимоверную дыру в бюджете, поскольку квалификация им нужна высокая. Как же просто было в СССР, где малая авиация появлялась не по приказу свыше, а потому, что без нее в нашей огромной стране просто невозможно жить. Полкилометра ВПП стоят и стоили на несколько порядков дешевле, чем полсотни километров дороги до той самой деревни, куда три раза в неделю летал АН-2 – самолет, обходившийся в эксплуатации чуть дороже, чем ЗиЛ-130. Все это было – и все это можно возродить только в комплексе. Но такую задачу перед правительством Ярославской области, похоже, никто не ставил. Стало быть, мы снова увидим, как бюджетные деньги превращаются в конструкцию, которая очень похожа на настоящую. Но включаешь – не работает. И не надо включать. Потому что она изначально делалась не для того, чтобы работать. А для того, чтобы отчитаться.