Солнечное, не по сезону теплое октябрьское утро, застает рейдовую группу Дружины охраны природы ВГПУ бодро шагающей от остановки «Улица Морозова» по направлению к конторе правления учебно-опытного лесоохотничьего хозяйства лесотехнического университета. Наступило время очередного рейда по проверке состояния и наличия экологических правонарушений на Нагорном участке Большой Воронежской экологической тропы, за которым ДОП ВГПУ наблюдает (сейчас модно говорить «мониторит») с 2015 года. В этом году картина осложнялась пандемией коронавируса и сильной засухой, уже неоднократно приводившей (в сочетании с человеческой безалаберностью) к лесным пожарам, лишь чудом не достигших масштабов 2010 года. Не избежала пожаров и Нагорная дубрава. Лишь героизм пожарных и волонтеров позволил избежать катастрофы!

 
 
 

Мы начинаем спуск от улицы Морозова к санаторию имени Горького, внимательно осматриваясь по сторонам. В 2015 году нашими усилиями здесь была ликвидирована «свалка диффузного типа» (по определению сотрудников Гринписа), которая с того времени не возобновлялась (тьфу-тьфу-тьфу!). Вдоль краев тропы замечаем брошенные прохожими пластиковые и алюминиевые банки, но больших скоплений мусора, обнаруженных пять лет назад в старых воронках времен войны, все-таки не образуется. Только в одном месте мы увидели скопление сухих веток, невесть кем сюда принесенных и по такой засухе представляющих заметную пожарную угрозу. Фотографируем, заносим на Google-карту и продолжаем наш путь.

У выхода из леса встречаем первое препятствие. Территория санатория имени М. Горького прочно закрыта вследствие пандемии. Все калитки закрыты какими-то решетками и заварены. Нам приходится сделать изрядный крюк.

Обойдя корпуса санатория, начинаем подъем на Лысую гору. Здесь в 2015 году также нами было собрано изрядное количество мусора и обнаружено несколько кострищ. Теперь мы не замечаем НИКАКОГО мусора, а кострища заросли до практически полной незаметности. Новым моментом на этом участке экотропы являются установленные навигаторы. Я мысленно выражаю пожелание простоять им подольше.

 

В лесу видны явные признаки засухи. Листья на подросте клена остролистного не пожелтели, а буквально засохли. В лесу заметно тише обычного. Лишь изредка до нашего слуха доносится стук дятлов, писк больших синиц, пощелкиванье поползня. Один раз мы услышали раскатистый крик желны.

За Лысой горой мы выходим на старый скифский могильник. В свое время вышел большой скандал из-за использования его территории велосипедистами-экстремалами, наделавшими на нем различных трамплинов и других препятствий. Сейчас большинство этих спортивных сооружений находится на разных стадиях развала и осыпания.

На повороте на поселок Рыбачий замечаем новые объекты благоустройства, установленные АНО «Большая Воронежская экологическая тропа». Объект сделан из оцинкованного железа и имеет вид навеса для защиты от дождя.  

На подходе к дачному поселку встречаем мусорную площадку без контейнеров, но заполненную мешками с мусором, вывозить которые явно никто не собирается. Делаем фото, отмечаем на Google-карте и двигаемся дальше. Правда, ближе к Рыбачьему обнаруживаем вполне цивильную мусорную площадку с контейнерами и надлежащим образом огороженную. Двигаясь вдоль окраины поселка, замечаем еще одну свалку, а чуть дальше — кучу деревянных помостов, выброшенных прямо в лесу. На автопарковке замечаем еще один арт-объект, сделанный похожим на первый. Правда, местные дачники, похоже, по-своему истолковали его предназначение. Под навесом мы обнаружили несколько брошенных мешков с мусором!

 
 
 

Мы спускаемся в пойму реки, где картина несколько меняется. Клены и липы сменяются ивами и ольхами. Здесь заметно оживленней. До нашего слуха птичьи голоса доносятся чаще. Слышны пощелкиванья поползней, трельки лазоревок, резкие крики соек, «журк-журк» ополовников. Мы сворачиваем к роднику, чтобы пополнить запасы воды. Здесь мы обнаруживаем своеобразную деревянную скульптуру в виде дерева с человеческим черепом на вершине и надписью «Мертвая вода». Не берусь оценивать художественные достоинства данной скульптуры, но от души желаю ей уцелеть от рук вандалов.

Возле векового дуба, традиционно являющегося конечным пунктом нашего рейда, задерживаемся, чтобы немного перекусить и попить горячего чая. Пользуясь моментом, посвящаю некоторое время наблюдению за водными птицами. Их пока мало, так как массовый пролет в этом году явно задерживается. Замечаем отдельные выводки крякв, чомг, лысух. Попадается на глаза крупная серебристая чайка и большая утка с черной головой и длинным клювом, в которой узнаю нашего зимнего гостя — большого крохаля. Значит, зимовщики уже начинают прибывать!

Обратный путь проходит быстро! Мы идем просекой «Скандинавия», пересекая сбегающие к реке балки, то преодолевая подъемы, то спуски. Именно на этой просеке по-настоящему поймешь смысл названия «Нагорная дубрава». По дороге нам попался еще один пластмассовый контейнер с мусором, брошенный прямо в лесу. Чешем в затылках, на всякий случай фотографируем. Меньше, чем через полтора часа выходим к остановке «Детская областная больница». Здесь, на опушке Нагорной дубравы, замечаем очередную «диффузную свалку». Так закончился наш очередной рейд по Большой Воронежской экологической тропе!

Общие выводы по рейду:

1) На Большой Воронежской экологической тропе ведутся интенсивные работы по благоустройству! Искренне надеюсь, что установленные объекты уцелеют от рук варваров.

2) Свалки, ликвидированные в районе санатория имени М. Горького и Лысой горы, не возобновляются, чему можно искренне порадоваться.

3) Основным источником загрязнения ТКО Нагорной дубравы остается поселок Рыбачий, хотя там и наблюдаются попытки наладить хотя бы обычный вывоз мусора.

Оригинал