На одной из экскурсий в рамках проекта "Пешком по Усть-Сысольску" (проект пока приостановлен из-за ковида) историк Игорь Сажин показал места, известные каждому сыктывкарцу, но рассказал про них то, о чем никто даже не подозревал. Вот несколько примеров:
Затерянный клад
На месте этого "замка" в нынешнем Кировском парке когда-то рос кедр, под которым, по слухам, был зарыт клад купцов Сухановых, чей дом располагался совсем рядом. Кедр вырвали с корнем. Клад не нашли. Однако, возможно, он был слишком глубоко зарыт. Интересно: кто-нибудь когда-нибудь еще решится на подобный эксперимент?
Вот другой пример:
Дом с привидениями
Это здание в самом центре города сыктывкарцы когда-то называли "дом с привидениями". Здесь в разное время располагались разные организации, и его обитатели часто слышали странные звуки и вроде бы даже чьи-то шаги. Когда-то дом принадлежал купцу Оплеснину, пока большевики его не отобрали. По легенде, бывший купец ночью прокрался в этот дом и там повесился. Вот его дух и бродил по зданию, пугая людей. Однако в ходе реконструкции дома строители обнаружили штыри и пустоты, вызывающие странные звуки. После реконструкции они исчезли. Видимо, вместе с привидениями.
Наконец, третий пример:
За наше счастье?
Мало кто знает, что в самом сердце Сыктывкара находится кладбище. Даже два. Одно - под главпочтамтом, другое - под памятником возле Стефановской площади.
Дело в том, что 15 ноября 1919 года небольшой отряд белых без боя взял Усть-Сысольск, где красных было в пять раз больше. Остановить их продвижение удалось только в Прилузье. В боях с ними погибло 14 красноармейцев. По словам Игоря Сажина, имена 12 из них так и остались неизвестными - это все были пришлые ребята. Но их тела, по примеру Москвы, захоронили в центре города на Красной площади (так тогда называлась нынешняя Стефановская).
Над могилой установили обелиск с надписью "Спите, орлы боевые" и весьма эротическим барельефом.
Потом заменили его другим, а в 1963 году, когда начали возводить главпочтамт, ночью могилу разрыли и часть костей перенесли за пределы площади, где и стоит обелиск с надписью «Слава навеки отдавшим жизнь за наше счастье».
Вот так: погибшие за наше счастье есть, а вот самого счастья нету.