Проект "Пешком по Усть-Сысольску" более полугода назад по понятным причинам приостановлен. Но ведь ничего не мешает продолжить его в интернете, в частности на сайте "7х7". Начну я с того, что расскажу о далеком прошлом нашего города и попробую ответить на вопрос: а как он вообще появился?
Судьбы городов непредсказуемы и этим в чем-то схожи с судьбами людей. Бывает так, что подающий большие надежды юноша спивается, заболевает или еще по какой-то причине возложенных на него ожиданий не оправдывает. Но случается и обратное – мало кому известный сотрудник патентного бюро Альберт Эйнштейн стал великим ученым.
Так и города. Подозревал ли ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий, когда, согласно Ипатьевской летописи, принимал в 1147 году в Москове своего союзника, новгород-северского князя Святослава Ольговича, что этот захолустный городишко станет Москвой – столицей гигантской державы? Вряд ли. Так и жители города Яренска – административного центра огромного уезда в составе Архангельской губернии — не думали, что в 1924 году он потеряет в статусе и станет селом. И уж никто не мог себе представить, что крошечный погост Усть-Сысола, входивший в состав Яренского уезда, превратится со временем в город Сыктывкар с населением 245 тыс. человек, столицу Республики Коми – одного из самых больших по территории субъектов Российской Федерации.
Впрочем, этот погост уже во второй половине XVIII века выделялся среди других поселений Коми края. Молодой ученый, ученик Ломоносова и будущий академик Иван Лепёхин, посетивший эти места по заданию Академии наук, назвал его «славной зырянской селитьбой» и отметил, что «село сие у зырян в особливом почтении». Но вот о другом селе, Усть-Выми, которое он посетил позднее, отозвался предпочтительней: «Усть-Вымская слобода как своим пространством, так и великолепием церквей может равняться со многими небольшими городами».
Усть-Вымь, Михаило-Архангельский монастырь.
Добавим, именно с Усть-Выми началась миссионерская деятельность великого святителя Стефана Пермского, крестившего коми народ. В первой половине XV века это село на какое-то время даже стало епархиальным центром, на его территории располагался Михаило-Архангельский мужской монастырь, основанный Стефаном Пермским в XIV веке, правда, упраздненный в 1764 году. Все говорило о том, что в ходе губернской реформы, проводимой Екатериной II, именно Усть-Вымь должен был стать уездным городом. Однако выбор действительного тайного советника Алексея Мельгунова, проводившего эту реформу на европейском севере, выпал на погост Усть-Сысола. Почему? Можно сказать так: сошлись звезды. И у этих звезд есть конкретное имя – семья купцов Сухановых.
Первое упоминание об этом семействе содержится в писцовой книге 1608 года, где говорится о проживании в погосте Усть-Сысола крестьянина среднего достатка Федьки Беса и его сыновей Калинке и Давыдке. Давыд получил прозвище Сухан, а его сын в 1646 году значится как «Стефанко Давыдов сын Суханов». Так и пошла впоследствии самая известная в погосте фамилия.
Семейство расширяло свои угодья, богатело, приобщалось к торговому делу и занимало важные по тем меркам посты. Бажен Суханов стал волостным целовальником (исполнителем судебных, финансовых и полицейских обязанностей) и посыльщиком, отвозившем податные деньги в Новгородский приказ. А затем поднялся до уровня земского судьи и называл себя не иначе как «князь».
Но при переходе в купеческое сословие Сухановы натолкнулось на серьезное препятствие. Они не могли быть приписаны к погосту или селу, поскольку купечество – сословие городское. Поэтому их записали в яренские купцы. И часть Сухановых в Яренск переселилась. Но другие остались на своей малой родине и по мере сил способствовали ее возвышению. Они продолжали расширять свое дело и свои владения. Возле речки Човью первыми в этих местах построили винокуренный завод.
Не все шло у этих купцов гладко. В 1739 году на двор Сухановых, где находились их склады с товарами, напали и разграбили «лихие люди», убив попутно несколько членов большого семейства. Среди жертв разбойного нападения оказались две девицы – Любава и Александра Сухановы. Их дядя Елисей Суханов написал челобитную на имя императрицы Анны Иоанновны с перечислением урона, нанесенного злодеями.
Однако влияния своего даже после такого разорения Сухановы не утратили. Они сумели не только подняться, но и возвести на берегу реки Сысолы первую в Коми крае каменную Покровскую церковь, ставшую частью Троицкого собора.
И теперь для полноты счастья их хотелось быть приписанными не где-то там в Яренске, а по месту жительства. И когда Мельгунов затеял разукрупнение Яренского уезда, Сухановы поспособствовали тому, чтобы новым уездным городом стал их родной погост, а вовсе не Усть-Вымь. Не исключено, что дело не обошлось без взятки какому-нибудь важному чиновнику.
Как бы то ни было, а 10 сентября 1780 года после молебна в Троицком соборе представитель Вологодского генерал-губернатора зачитал указ об образовании города Усть-Сысольска и Усть-Сысольского уезда. После этого в доме Сухановых состоялся праздничный обед, а завершились торжества праздничным колокольным звоном и пальбой из маленьких мортир, установленных на Соборной площади. В том же году был утвержден герб Усть-Сысольска, который представлял из себя рисунок, в нижней половине которого изображался лежащий в берлоге медведь («в знак того, что такого рода зверей в окрестностях сего города находится довольно»), а в верхней половине – герб Вологодского наместничества.
Законы того времени требовали, чтобы российские города имели регулярную планировку. В столице Российской империи действовал специальный орган – Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы, которая разрабатывала планы и для других городских поселений необъятной страны.
Эта комиссия должна была в кратчайшие сроки создать генеральные планы более 300 провинциальных городов, а потому у нее не было времени посетить далекий Усть-Сысольск. Генеральный план городской застройки питерские архитекторы П. Р. Никитин и П. И. Обухов составили, используя градостроительный опыт Санкт-Петербурга. Всего они спланировали 12 улиц. Причем семь из них прямыми лучами расходились от излучины Сысолы, а пять шли параллельно реке и пересекали их почти под прямым углом. Сердцем города должна была стать площадь.
Некоторым улицам были заранее присвоены имена, но только два из них сохранились на картах до установления советской власти. Это Набережная (ныне Кирова) и Сухановская (Бабушкина). Наименованием одной из улиц были увековечены заслуги влиятельной купеческой семьи.
После того как в 1794 году этот план был утвержден именным указом Екатерины II, Усть-Сысольск развивался строго по замыслу столичных архитекторов. Правда, они не учли уже имеющуюся застройку, а потому некоторые частные дома оказывались прямо посредине улиц. Городские власти трогать их не стали, тем более что большая часть исторических строений располагалась вдоль реки, а те, что оказывались на дорогах, не очень-то мешали движению редкого гужевого транспорта. И по мере того, как не вписавшиеся дома ветшали, их сносили.
За 100 лет Усть-Сысольск стал полностью соответствовать градостроительному плану и даже вышел за его пределы. К нему присоединили близлежащие селения, такие как Кируль и Тентюковгрезд. Город стал крупным торговым центром, а по численности населения занял четвертое место среди 12 городов Вологодской губернии, уступив лишь Вологде, Великому Устюгу и Тотьме.
Центральная площадь стала Стефановской, и на ней возвели огромный Стефановский собор – явно на вырост. Он был бесприходный, служили в нем редко, но раз в год сюда приводили учащихся всех учебных заведений и проводили молебен по случаю начала учебного года. А учебных заведений имелось уже немало для небольшого уездного города.
Начало повсеместному образованию было положено в 1822 году, когда при Троицком соборе открыли духовно-приходское училище, в котором преподавал основоположник коми литературы Иван Куратов. Через 12 лет появилось и светское приходское училище, которое содержалось за счет городской казны. Еще через пять лет торжественно открылось Усть-Сысольское уездное училище. В 1858 году возникло четвертое учебное заведение – женское училище, а в 1872 году пятое – Усть-Сысольское духовное училище.
Статус светских учебных заведений неоднократно менялся. Их преобразовали сначала в прогимназии, а затем и в гимназии, что дало возможность молодым людям получать полноценное среднее образование. Последним по времени открытия учебным заведением стала Усть-Сысольская мужская учительская семинария, ковавшая кадры для местных школ. Она успела провести в 1917 году набор учеников, но не смогла сделать ни одного полного выпуска. Через два года семинарию преобразовали в двухгодичные педагогические курсы.
Александра Осиповна Ишимова на склоне лет
Развивалась и культурная жизнь города. В 1821 году молодая девушка из Санкт-Петербурга Александра Осиповна Ишимова, которую сюда с папой-адвокатом загнали в ссылку, вместе с зырянскими подругами в доме купца Суханова поставила популярную в те годы комическую оперу «Девичник, или Филаткина свадьба». Вернувшись в Санкт-Петербург, Ишимова напишет «Историю России в рассказах для детей». Пушкин от этой книги придет в восторг, и получится так, что она станет последним корреспондентом великого русского поэта. В день дуэли с Дантесом Пушкин отправит Ишимовой письмо с извинениями, что не может откликнуться на ее приглашение, и даст высокую оценку ее «Истории России».
Впрочем, постановка «Девичника» была разовым мероприятием, а с 1831 года в Усть-Сысольске появилась постоянная любительская труппа. Ставили Островского, Гоголя, Мольера, Шекспира, но чаще всего веселенькие водевили. Для любительского театра даже выделили отдельное помещение в бывшей ратуше со сценой и залом на 140 мест, что немало для города с населением 5 тыс. человек.
В 1837 году усть-сысольская интеллигенция добилась открытия публичной библиотеки, что в те годы было редкостью даже для губернских городов, – в Вологде она появилась только через 27 лет.
Несомненное влияние на общую атмосферу города оказали те, кто попал в него не по своей воле. В 1814 году в Усть-Сысольске оказались 100 военнопленных солдат наполеоновской армии. Их разместили в бараках на северной окраине за старым рвом, в казарме. Французы быстро научились изъясняться по-русски, ходили в гости к местным жителям и, в свою очередь, учили их французскому языку. Некоторые из французов даже обучились игре на балалайке. Теперь местечко, где обитали пленные, называется Париж.
Николай Надеждин
Самым известным ссыльным Усть-Сысольска стал русский философ, этнограф и журналист Николай Надеждин. В 1836 году он в своем журнале «Телескоп» опубликовал знаменитое «Философическое письмо» Петра Чаадаева, где тот обнаружил в истории России «мрачное и тусклое существование». За столь пессимистический взгляд самого Чаадаева объявили сумасшедшим, журнал закрыли, а Надеждина отправили в ссылку.
Прибыв в Усть-Сысольск, Николай Иванович первым делом зашел в уездное управление, чтобы зарегистрироваться. Городничий тут же встал во фрунт и доложил, что в городе полный порядок, безобразий нет. Столь странное поведение усть-сысольского чиновника объясняется просто: Надеждин, будучи профессором Московского университета, был, согласно табелю о рангах, выше по чину, чем городничий. А чинопочитание в Российской империи в эпоху Николая I – святое дело.
На новом месте Николай Иванович освоил коми язык, что помогло ему общаться с местным населением, занялся изучением местного фольклора и написал множество этнографических статей о жизни и быте зырян.
Во второй половине XIX века число ссыльных росло как снежный ком. В 1863 году в Усть-Сысольск попали поляки – участники восстания 1863 года. Затем их сменили социал-демократы, анархисты и эсеры. Разумеется, и те, и другие, и третьи принялись вести агитацию среди пока еще далеких от политики горожан.
Георгий Лыткин
Можно сказать, Усть-Сысольск во второй половине XIX века с некоторым опозданием вступил в эпоху Просвещения. И ее результатом стало появление собственных ученых и просветителей. Одним из первых среди них стал Георгий Лыткин. Родившись в Усть-Сысольске в купеческой семье, он окончил в родном городе приходское и уездное училища, затем Вологодскую гимназию и, наконец, факультет восточных языков Санкт-Петербургского университета. Он стал известен как видный исследователь калмыцкого эпоса, но, самое главное, более 30 лет своей жизни посвятил изучению коми языка, исследовал его историю, написал первую коми азбуку и перевел на этот язык произведения Пушкина и Евангелие от Матфея.
Еще большую в прямом смысле этого слова мировую известность получили Каллистрат Жаков и Питирим Сорокин (про них стоит поговорить отдельно), а также ученый-геолог, лауреат Ленинской и государственной премий академик Анатолий Бетехтин. Анатолий Георгиевич с золотой медалью окончил Усть-Сысольскую мужскую гимназию и Ленинградский горный институт и стал основоположником в нашей стране минераграфии – отрасли, занимающейся изучением руд под микроскопом в отраженном свете. Этот метод позволяет понять, в какой форме находится рудный минерал и как он связан с другими минералами, что позволяет оптимизировать технологию извлечение полезных компонентов.
Таким образом, к началу XX века жизнь в далеком от центральной России уездном городишке вовсе не отдавала болотом, хотя и не кипела так бурно, как в Петербурге, Москве, Киеве или Казани.