Великие государственные деятели обычно отличались великодушием, благородством, широкими жестами, непредсказуемыми решениями, отсутствием инстинкта самосохранения. А вещающий из бункера, обуреваемый страхами российский президент легко угадываем в своей органической мелочности, злопамятстве, мстительности, приземленности. Конечно, было бы некорректно ко всякому правителю предъявлять требования соответствовать лучшим примерам исторических деятелей. Большинство из них все-таки - самые обыкновенные, проходные фигуры, волею случая вынесенные на вершину политического Олимпа. Везет нациям, где такие лидеры оказываются просто добросовестными, ответственными работниками, передающими эстафету следующим выборным триумфаторам. Но очень плохо, когда очевидная посредственность, потеряв голову среди лживого, подобострастного, коррумпированного окружения возомнит себя гением эпохи. Ее бы санитарам под белы рученьки да в палату №6, ан нет - психиатры обследуют представителей каких угодно профессий, только не президентов, министров и депутатов.
В истории с отравлением Алексея Навального поведение всех без исключения отечественных официальных структур ничего, кроме изумления, не вызывает. Под дурачка косят администраторы омской больницы, Песков с Нарышкиным, МВД и прокуратура, пропагандисты и МИД. Они наговорили не на одну диссертацию специалистам в Кащенко. Впрочем, при всей несуразности заявлений этим персонажам еще далеко до вождя. Место Наполеона у фикуса занято. Из всего многообразия глупостей Путин выбрал самую невероятную, самую нелепую. Два десятилетия лучшие имиджмейкеры лепили из него глыбу и светоча, а он, словно громогласный Святогор из анимационного фильма об Алёше Поповиче, сбросивший сказочную кольчугу, на поверку оказался тщедушным писклявым старичком, выживающим из ума: "Да он сам себя отравил".
Кремлевские пропагандисты навыдумывали для своего патрона целую кучу безумных, фантасмагорических, взаимоисключающих вариантов, что якобы могли вызвать приступ у оппозиционера. Симоньян, Соловьёв и компания провели несколько бессонных ночей в геморроидальных потугах, выдавливая из себя идеи, одна ядренее другой. Среди них: высокий (надо было меньше есть) и низкий (возил бы с собой "рафаэлку") сахар в крови; панкреатит и отравление самогоном; покушение со стороны соратников, Ходорковского, немцев и др. Бери любую и банкуй. Однако Путин, вследствие нескончаемых панегириков считающий себя непревзойдённым стратегом, решил опять всех переиграть. Он, может быть, не без помощи генеральских умов Золотова и Шойгу сочинил бесподобно никчемное и неподдающееся никакой логике объяснение.
Пока его дипломаты отрицали сам факт изготовления "Новичка" на территории страны, убеждали в полной ликвидации отравляющих веществ согласно международным договоренностям, президент напрочь опроверг их заявления. Охарактеризовав Навального баламутом и шантажистом, он точь в точь как следователь из анекдота, разглядывающий у жертвы нож между лопаток, изрек: "Какое злодейское самоубийство!". Теперь всем предельно ясно, что повседневное безумие на телеэкранах, в речах чиновников, в постановлениях различных госструктур и судов, определяется принципом гниющей рыбы.
Человек, не погибший лишь по счастливому стечению обстоятельств, благодаря профессионализму пилота, экипажа самолета, врачей; человек, пролежавший в коме между жизнью и смертью 18 дней, по мнению российского президента, мог сам принять яд! Бункер неуправляем. Кремлевская администрация в бешенстве. Тысячи пригожинских ботов и троллей снуют по интернет-пространству, забалтывая граждан, отвлекая их хамством и цинизмом, привычной гопниковской "несознанкой": "Вы все врете!". Рубль падает, отток капиталов усиливается.
Только Макрон непреклонен и обещает, что не позволит Путину относиться к нему, как к какой-нибудь российской деревенщине. Макрон в ярости. Он ведь не в курсе многолетней практики российского истеблишмента, что перед Путиным нужно иметь вид лихой и придурковатый. Он ведь не облагодетельствованный вниманием губернатор российской провинции, чтобы через слово рассыпаться в благодарностях и расшаркиваться в реверансах. Макрон не подозревает, что с ним говорил сам Наполеон у фикуса. Впрочем, Европа это быстро поймет. А России еще придется помучиться.
Двадцать лет путинизма страшны не только многочисленными актами произвола, торжеством негодяев над порядочными и честными гражданами. Они страшны также превращением значительной доли населения в покорную, раболепствующую, равнодушную массу, которой глубоко фиолетово, что в России преследуют активных граждан, а лидеров протеста стреляют и травят. Эта масса пойдет в пятый, десятый, надцатый раз "избирать", кого ей укажут. Вместо того, чтобы потребовать медицинского освидетельствования тех, кто своими делами превратил нашу страну в мировое посмешище и позор.