На конференции «Реализация новелл Конституции России: вызовы и образ будущего».

Конференция под таким названием прошла в МГЮА и шла два дня. Я принял участие во втором дне мероприятия.

Поправки к Конституции, принятые летом 2020 года, подверглись тщательному анализу со стороны представителей юридического и правозащитного сообществ.  Оценки поправкам давались в самом широком диапазоне: от восторженных до крайне критических.

Уполномоченная по правам человека в Воронежской области Т. Зражевская рассказала о тех проблемах соблюдения прав человека, с которыми она сталкивается как Уполномоченная. Особое внимание она уделила нарушениям прав человека в период борьбы с коронавирусной инфекцией, обратив внимание на то, что всевозможные ограничительные меры принимались теми органами, которые не имели для этого полномочий.  

Я в своем выступлении сказал о следующем:

  1. В Конституции так и не появился институт общественного контроля.
  2. Не произошло усиление института Уполномоченного по правам  человека, как дополнительного института защиты прав человека, который должен начинать действовать тогда, когда другие органы проявили свою неэффективность.  
  3. Изменение в статье 67 о возможности создания федеральных территорий создает возможность появления территорий, на которых окажутся снижены правовые стандарты реализации прав человека.
  4. Часть 2.1 ст. 67 Конституции РФ о недопустимости действий, направленных на отчуждение территории РФ, ставит вне закона любое лицо, которое поднимает вопрос об отделении части страны от России. Но единство стран поддерживается не страхом репрессии и запретом обсуждать возможность сецессии, а общими интересами и общими ценностями всех жителей страны.        
  5. В ст. 68 Конституции РФ содержатся гарантии каждому народу на сохранение его родного языка; однако, если этот язык не является государственным языком субъекта РФ, то он не приобретает официального статуса;  так, отсутствуют понятие языка, имеющего официальный статус в административно-территориальном образовании более низкого уровня, чем субъект РФ.
  6. Часть 4 ст. 68 Конституции РФ содержит важную норму о том, что культура охраняется и поддерживается государством. С учетом того, что в стране имеются тысячи фактически бесхозных объектов культурного наследия, данное конституционное обязательство государства имеет важное значение.
  7. Не менее важным является часть 2 ст. 69 Конституции РФ о гарантировании государством этнокультурного и языкового разнообразия народов и этнических общностей России. Между тем, из 193 языков и диалектов народов России в школах изучается не более 80. Например, из 3-х диалектов кольских саами изучается один. Шапсугский диалект адыгского языка не изучается. Администрация Тверской области противодействует изучению языка карельским  населением области. Такие коренные народы России, как айны и убыхи, не признаны вовсе. Считается, что все айны уехали в Японию, а убыхи сгинули где-то в Турции.  Существование караимов  и крымчаков не отрицается, но в Реестр коренных малочисленных народов России они по-прежнему не внесены.

Я высказал предложение, чтобы правозащитные организации страны активно включились в обсуждение изменений в законодательство и принятие новых законов, вытекающих из Конституции РФ.

Ученая из Казахстана Матаева М. Х. рассказала о конституционной реформе в Казахстана.  Картина вырисовалась безрадостная.  В 2017 году при внесении поправок были нарушены права человека, так как не было учтено мнение населения, а поправки были приняты Парламентом.

При этом изменения в Конституцию вносились в Казахстане 6 раз.

Согласно Конституции Казахстана, членами парламента могут быть только члены политических партий. 

Вместо Конституционного Суда в Казахстане действует Конституционный Совет, куда могут обращаться депутаты и должностные лица, однако обычные граждане не вправе обращаться.

На основании решения суда предусмотрено лишение гражданства граждан Казазстана за преступления в сфере терроризма и совершения преступлений против государства.

Во всех среднеазиатских республиках произошло усиление авторитетных тенденций. Так, в Конституции Таджикистана были отменены конституционные ограничения на возраст кандидата в Президенты.

Идет ослабление законодательной власти. В Казахстане парламент не может принять закон без согласия Правительства.   

Вместе с тем Казахстан стал первым государством постсоветского пространства принявшим Национальный план действий в области прав человека.

Конституционным органом в Казахстане является Ассамблея народов Казахстана. Такого органа в других странах бывшего СССР нет.

Завкафедрой Ростовского гос. университета Ж. О. Овсипян предложила следующую очередность принятия законов. Вначале принять Федеральный конституционный Закон «О правительстве», затем – Бюджетный Кодекс, Закон «О парламентском контроле», «О Государственном Совете», «О местном самоуправлении» и «Об общих принципах организации законодательной и исполнительной власти».

Она обратила внимание на то, что права и свободы человека должны корреспондироваться с обязанностями государства, особенно в части реализации социально-экономических прав. Институты власти должны понимать, что у них есть конституционные обязанности то, что раньше в теории права называлось правовой рефлексией. Я к своему стыд о правовой рефлексии услышал впервые.

Профессор К. Д. Крылов обратил внимание на новое полномочие Правительства, отраженное в ст. 114 Конституции РФ, об обеспечении реализации принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых прав.      

К.ю.н. Н. В. Третьяк рассказала о роли такого изменения в Конституции РФ, как включения в образовательный процесс положения о воспитании: в быстро меняющемся мире, который носит неопределенный характер, нравственные ценности, которые обеспечивает воспитание, являются тем якорем стабильности, который не дает личности погибнуть.

Отвечая на мой вопрос, как эту норму Конституции претворить в жизнь, она отметила, что критерии воспитательной работы должны быть включены в параметры итоговой аттестации. Так как учащийся учит то, за что с него спрашивают.

Эксперт СПЧ В. М. Гефтер подчеркнул, что судейская корпорация должна сама поправлять своих членов. Поэтому поправка о праве Президента лишать судей полномочий нарушает этот принцип и может быть опасна для развития правосудия.  Он предупредил, что конституционная перестройка может оказаться опасной для судебной защиты прав граждан.

Член кафедры ЮНЕСКО Алексей Дейнеко обратил внимание на то, что в Конституции РФ появилось понятие «федеральные информационные технологии», которых не было в пояснительной записке к поправкам в Конституцию. Что это такое, непонятно, необходимо уточнение понятийного аппарата в законодательстве об информации. Следует определиться, зачем нужно выделение федеральных информационных технологии.

В качестве положительного аспекта он отметил, что в Конституции легализуется понятие цифрового суверенитета личности. Он обратил внимание на то, что понятие «цифровые данные» используются только в документах ЦИК. Возникает опасность манипулирования цифровыми данными, ограничения прав человека в зависимости от его добропорядочности. А. Дейнеко предложил дополнить перечень прав человека следующими правами:

  • правом на доступ в Интернет;
  • правом не быть дискриминированным в связи с невозможностью доступа к цифровым технологиям или нежеланием их использования;
  • правом на сохранение частной жизни в киберпространстве;
  • правом на анонимное пребывание в киберпространстве при ведении человеком  правомерной деятельности;    
  • правом на осознанное добровольное согласие на использование своих цифровых профилей;
  • правом на человеческий контроль за решениями, принимаемыми искусственным интеллектом.

Я бы дополнил указанные права правами на:

  • общественный контроль за деятельностью операторов и иных субъектов цифровой деятельности;
  • доступ к данным о лицах, признанных уполномоченным органом нарушающих права участников киберпространства;
  • защиту от злоупотреблений в киберпространстве со стороны государственных органов, корпораций, организаций и частных лиц.

Герасимова Е. В. рассказала о расширении в проекте нового ФКЗ «О Конституционном суде» полномочий Конституционного Суда. Так, предметом проверки со стороны КС могут стать акты Президента РФ, решений Госдумы и Совета Федерации, проекты нормативных актов субъектов.

Заявителями в Конституционный Суд РФ могут стать Уполномоченные по правам человека в субъектах, правозащитные и благотворительные организации. КС РФ при рассмотрении жалобы граждан по делам, аналогичным тем, что были рассмотрены, указать, что дело заявителя уже может быть пересмотрено на основании ранее вынесенного решения.      

Советник Уполномоченного по правам человека в России О. В. Попов рассказал о проблеме обеспечения детей-сирот жилищем. В 2012 году официально в стране проживало 474 тыс. детей-сирот. К 2020 году количество детей-сирот неким странным образом сократилось до 44 тыс. человек.

До настоящего 191 тыс. детей-сирот не могут получить жилище. При этом на обеспечение прав детей-сирот на жилище ежегодно выделяется 40 млрд руб.

О. В. Попов предложил внести изменение в ст. 20 ГК РФ о том, что ребенок-сирота ставится на жилищный учет при отсутствии места постоянной регистрации по месту своего  фактического проживания.    

Анализ О. В. Попова показывает, что отсутствие жилья у детей-сирот – не проблема финансирования, а проблема неэффективной работы органов власти субъектов РФ на местах.

А. К. Сисакьян обратила внимание на то, что процедура принятия Конституции РФ вызвало много вопросов. Она подробно проанализировала нарушения, допущеннные при принятии Конституции РФ.

В первый день конференции в ней участвовала Т. Х. Хабриева – главная фигура в процессе изменения Конституции РФ в 2020 году и  О. Г. Румянцев, в определенной степени стоявший у истоков Конституции 1993 году. Однако я первый день прогулял, не найдя в себе сил покинуть правозащитные поля, и их не застал.   

Оригинал