Интересное есть место в отходном слове бывшего губернатора Белгородчины Евгения Савченко. Дословно:

"Первое – я вернулся из Москвы в область не для того, чтобы разрушать, а для того, чтобы вместе с земляками сохранить созданное и на его основе строить и созидать новое. Второе – я вернулся в область не для того, чтобы преследовать инакомыслящих, а для того, чтобы объединять всех вокруг общих целей".

На последней фразе заострим внимание. Это явная ложь или, скажем мягко, попытка ввести общественности в заблуждение. Под руководством Савченко у нас делалось все для того, чтобы вытравить, выжечь, выкосить, уничтожить инакомыслие на корню, в каких бы формах оно не проявлялось, будь то иные способы ведения хозяйства, или иные взгляды на укрепление и развитие демократических институтов.

Да чего тут далеко за примерами ходить! В конце 90-х годов прошлого века у нас начали уничтожать местное самоуправление. Отказались от прямых выборов депутатов районных Советов, оставили только выборы земских собраний в сельских поселениях. Из числа земских депутатов, по два от каждого земства, формировался районный, то есть муниципальные Совет. И потом уже Мунсовет "избирал" главу администрации района. Все тут лживое, дутое, фальшивое - Мунсовет формально утверждал в должности главы администрации района того, кого назначил губернатор.

Эта схема просуществовала более 20 лет. Но сейчас, скажем, чуть забегая вперед, уничтожают уже сами земства. Общество в сельских поселениях окрепло, возмужало, и там порою просто рвут правящую партию, как Тузик грелку. Примеров много. Один из самых ярких - поселковое собрание в Разумном Белгородского района. Здесь власть полностью проиграла земские выборы, люди избрали в земство оппозицию. И тогда власть пошла на то, что оппозиционный поселковый Совет разогнали, уничтожили, стерли с лица земли, дабы выжечь инакомыслие каленым железом.

А начиналось все в конце 90-х. Олег Полухин, тогдашний заместитель губернатора, был автором проекта, который якобы реализует идеи великого философа Ивана Ильина под названием "перебор народа". Да, Иван Александрович Ильин в своей знаменитой работе "О грядущей России", предвосхищая еще в 50-х годах прошлого века крах коммунистического режима в СССР, говорил о "переборе народа", как единственном способе противопоставить западной формальной демократии творческую демократию, истинное народовластие. Но при этом философ имел в виду, что нет никаких препятствий людям в волеизъявлении, что перебор народа проходит открыто, свободно, вольно и независимо. И тогда, конечно, имеет смысл дать право избранным народом из своего числа избрать делегатов на следующий уровень представительной власти. В этом суть предложения Ивана Ильина.

Наивность? Да, безусловно. Никакая власть не может позволить свободные и независимые выборы, ибо народовластие - это первый враг любой власти. Разуменский пример тому подтверждение.

Отказ от прямых выборов депутатов представительных органов и глав районных администраций, в чем я был тогда убежден, приведет к тому, что люди вообще откажутся участвовать в выборах, гражданская пассивность станет преобладающей, и мы придем к тому, когда власть сама себя избирает, сама себе делегирует какие-то права. Что, собственно, сегодня повсеместно и происходит.

В "Нашем Белгороде" я опубликовал ряд критических материалов, один из которых назывался "ЕССР - Евгения Степановича Савченко Резервация".

Случился большой скандал. Жору Голикова - он тогда был мэром в Белгороде - вызвали в область и отодрали по полной программе. После чего Жора пригласил меня к себе и умолял ничего не писать, замолчать, вообще в редакции не появляться. Пиши стихи, сказал Жора, повести и рассказы, ты же писатель, но ничего не пиши в газету.

Где-то около года мне платили за то, что я ничего не публикую в "Нашем Белгороде". Пожалуй, это единственный случай, когда журналисту выдавали гонорар да еще и зарплату за молчание.

Инакомыслие! С ним на Белгородчине при Савченко воевали беспощадно. Мне пришлось в конечном итоге уйти из газеты, которую создал, и уехать на пять лет из области. Причина одна - возглавляемая Савченко властная система напрочь исключала инакомыслие и всегда боролась с ним.

Нам скажут, как обычно, что любая власть не терпит инакомыслия, что не только на Белгородчине, а везде иное мнение преследуется и уничтожается, и Савченко тут, дескать, не самый жуткий случай. Согласимся с тем. Но поелику мы говорим сегодня о Белгородчине и бывшем губернаторе, то какое нам дело до того, что происходит в иных местах? Пусть они сами разбираются со своими проблемами, а у нас сердце за Белгородчину болит.

Оригинал