В войну Белоруссия была известна своим партизанским движением. Наши современники не растеряли опыт предков и готовы бороться с превосходящими силами карателей не менее эффективными средствами.

После того как Лукашенко отстранил от участия в президентских выборах основных оппозиционных кандидатов, народ пошел голосовать за Светлану Тихановскую. Диктатор фальсифицировал итоги выборов - никаких 80% у него близко нет. Из имеющейся информации очевидно, что как минимум должен был состояться второй тур.

Сами подумайте, возможна ли какая-то всенародная поддержка экс-президента, если сотни тысяч человек выходят на протесты? Это в стране, где всего 6,8 млн избирателей? Если 80% за Лукашенко, почему бастуют предприятия, дающие 27% ВВП страны, - при этом считалось, что промышленные рабочие и профсоюзы являются его главной опорой? Почему приходится свозить автобусами со всей республики 10 тыс. человек на провластный концерт с участием белорусских и российских звезд? В двухмиллионном Минске не могут найти столько желающих бесплатно послушать популярную музыку? Вчера в полуторамиллионном Екатеринбурге прошла Ночь музыки. СМИ сообщают, что собралось около 170 тыс. человек - ночью, на улице, при температуре +5. А тут почему концертный зал не могут заполнить?

Очевидно, большинство белорусов терпеть не может Лукашенко. Он утратил легитимность. Народ справедливо требует его ухода. Несмотря на аресты, избиения, пытки и убийства, количество участников уличных маршей не снижается второй месяц. С протестующих можно брать пример в том, что они всячески избегают насилия. Это разумно: диктатор готовился к разгону демонстрантов 26 лет, а у простых белорусов нет оружия. Наверно, вы понимаете, что слабой женщине бессмысленно драться с крепким мужчиной со спецподготовкой. Можно ли победить как-то иначе, пусть и не столь быстро и эффектно?

Слабое место режима Лукашенко - экономика и финансы. Не сам же он побежит бить и арестовывать каждого демонстранта, для этого нужно хорошо заплатить силовикам. Чтобы государство хоть как-то существовало, также нужно содержать миллионы чиновников, бюджетников, пенсионеров, работников убыточных госпредприятий. А белорусы забрали вклады и скупили валюту в банках на 1,5 млрд долларов. Предприятия бастуют. Айтишники перевозят свои офисы и сотрудников за рубеж. Поэтому усатый диктатор так выпрашивал деньги у Путина. К сожалению, Путин эти самые 1,5 млрд дал ему в долг - будем честны, надежды на их возвращение даже меньше, чем в 2014 году с Януковичем. Почему Путин позволяет себе так бездарно разбазаривать наши деньги? Мы платим налоги для того, чтобы преступные диктаторы в разных уголках мира уничтожали свой народ? Хочется надеяться, больше Лукашенко ничего не дадут, а без посторонней помощи свести концы с концами он не сможет.

Две-три недели назад стали поступать сообщения, что забастовка, начавшаяся на некоторых белорусских предприятиях, не смогла перерасти во всеобщую, - зарплаты в стране небольшие, накоплений у людей мало, многие боятся потерять работу. Или все-таки смогла?

Если рабочие не выходят на улицы, не ругаются с начальством, не объявляют свои требования, значит ли это, что предприятие работает как раньше? Потомки белорусских партизан взяли на вооружение опыт« итальянской забастовки». Внешне все как обычно, а план не выполняется, объем выпуска продукции значительно падает.

Рабочие быстро смекнули, что открытый протест легко подавить, - активистов уволят, остальные поутихнут. А можно просто молча, спокойно, всем вместе делать меньше. И как тогда начальству догадаться, кто зачинщик? Кого увольнять или наказывать рублем? А если всем заплатить меньше, то гарантирована не «итальянская забастовка», а самая обычная, с очень большим скандалом. Руководство госпредприятий - те же чиновники, за допущенные массовые волнения в подведомственном коллективе их точно по головке не погладят.

Типичный пример - Минский автомобильный завод. Грузовики и автобусы под брендом «МАЗ» хорошо известны в России. До 2018 года предприятие много лет оставалось убыточным. В прошлом году сработали практически в ноль - прибыль составила 15 тыс. долларов, в аккурат по доллару на каждого сотрудника.

От белорусских предприятий требуется выполнение плана, как когда-то в СССР. Мы знаем, что требовать и реально выполнять - разные вещи. Отставание от плана для завода МАЗ было обычным делом. Но в прошлом месяце выпуск продукции рекордно сократился. За август фактически сделали 562 машины, а план — 732, почти в полтора раза больше. Что это значит? Выручка резко падает, а постоянные издержки никуда не деваются - предприятие работает в минус, покрывать убытки нечем.

 

Ну, мало ли, что там у них случилось? Как в анекдоте про советский ад - то черти пьяные, то дрова не привезли, то котел сперли. Но, если посмотреть график выпуска машин по дням, причина становится понятна. Объем производства резко упал сразу после президентских выборов. Рабочие начали партизанскую войну. Дело не только в личности президента, но и в отношениях в коллективе, в осознании неэффективности существующей системы. Чиновники, управляющие заводом, унижают сотрудников, продвигают по службе только своих родственников, не отличаются компетентностью - идет отрицательный отбор лояльных режиму, как и у нас. Десятилетиями не проводятся модернизация оборудования и обновление модельного ряда. Крайне слабо работает отдел продаж и маркетинга - у госпредприятия нет стимулов их развивать. Все рабочие процессы далеки от оптимальных. Зарплаты небольшие, потому что многие госпредприятия еще более убыточны. Чтобы их содержать, пришлось повысить налоги - даже у успешных заводов не остается средств на развитие и повышение зарплат.

Может ли россиянам помочь опыт рабочих минского автозавода? Для малоэффективных предприятий, где платят фиксированную зарплату, это вариант, достойный внимания. «Итальянская забастовка» - далеко не единственная форма белорусского протеста. Хакеры обнародуют список силовиков, участвующих в насилии над мирными гражданами. Киберпартизаны атакуют государственные сайты. Народ дружненько решил отложить на пару месяцев оплату коммуналки, налогов и штрафов - лучше заплатить пеню, но, возможно, сэкономить за счет роста доллара, а также приблизить день краха незаконного режима.

Если честно, сообщения о происходящем в соседней стране порой пугают, но при этом вселяют надежду. Если там народ нашел в себе силы противостоять преступному режиму, ведущему страну в никуда, почему мы не сможем? Соседские тараканы бегут за помощью к Путину. А если у нас что-то начнется, куда ему бежать? 

Опыт белорусских протестов показал, что Telegram-каналы работают, даже если власти пытаются блокировать интернет или бороться с "фейками" - неприятной для них правдой. Поэтому начинает работу мой Telegram-канал "Дневник прагматика" - подписывайтесь и получайте свежую информацию первыми!

Оригинал