«Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает»
Посланник Сардинского королевства при русском дворе
граф Жозеф де Местр. 1811 г.

Этот текст я написал до многодневного голосования специально, чтобы опубликовать 14 сентября, когда все ждут фамилии победивших кандидатов и партийных процентов. «Все», конечно, громко сказано – большинству жителей области на выборы наплевать, они не верят и на участки не ходят. И их трудно винить в этом, особенно после вакханалии, устроенной на голосовании за поправки к Конституции.

Отличительная черта только что завершившейся кампании – кадровый кризис. И у власти, и у системной оппозиции, и у несистемной, и у городских сумасшедших нет достаточного числа ярких узнаваемых персонажей, что сделало кампанию вялой и безликой.

Яркий предвыборный кипиш был только в Шуе, где предсказать расклад голосования не возьмусь, потому что там все сложно и непредсказуемо. Оппозиция впервые объединилась и выступила против партии власти единым фронтом. Обком КПРФ информацию о согласованных действиях опроверг, но лидер шуйских коммунистов Алексей Чесноков поделил одномандатные округа с остальными оппозиционными партиями и снялся в антиеэровском ролике.

С другой стороны баррикад – готовая на все ради победы «Единой России» глава Шуи Наталья Корягина, поддержанная губернатором Воскресенским, православной церковью и, судя по ее безбашенности и непотопляемости, самим чертом.

В Иванове проще: уже в начале сентября стало ясно, что кандидаты «Единой России» одержат победу на выборах в Ивгордуму. За результатами в областном центре следит администрация президента, и губернатор Воскресенский ради собственного рейтинга сделал все, чтобы расчистить дорогу нелюбимой им «Единой России». Лично отбирал кандидатов, навязал местным партийцам услуги команды политтехнолога Екатерины Курбангалеевой. Убедил (или заставил) мэра Шарыпова возглавить партийный список. Заполонил агитацией за «Единую Россию» свой Instagram и жестко встроился в распорядок предвыборных мероприятий единороссов. Похоже, Станислав Сергеевич к лету 2020-го понял, что не все в его карьере решают московские связи и дяди, надо и на земле шевелиться, чтобы его когда-нибудь отпустили из Ивановской области.

Вторая, но не меньшая причина удач ЕР в Иванове – мэр Шарыпов, слившийся с партией власти и ее кандидатами почти что в любовном экстазе. Владимир Николаевич даже председателя Ивгордумы Кузьмичёва яростно поддерживал, хотя до этого не стеснялся публично показать брезгливое к нему отношение.

Шарыпов возжелал нового срока мэрских полномочий и ради них был готов заплатить любую цену. Он расстался с теми, кого еще недавно считал членами своей команды. На период выборов превратил городскую администрацию в стадо агитаторов, бездумно исполняющих барскую волю. Пригнул городских бюджетников. Сломил руководство участковых избирательных комиссий. Стал лицом «Единой России», заполонив собою эфиры местных телекомпаний и расточая (в том числе за счет городского бюджета) елей партии и губернатору в таких объемах, что часто становилось тошно до блевоты. По полной использовал то, что в России скромно называют административным ресурсом.

А что было делать? Список кандидатов «Единой России», сбитый Нестеровым и утвержденный губернатором, оказался до того слаб, что за половину избранников мэру пришлось отдуваться лично, спуская в унитаз свой имидж, авторитет и остатки самоуважения.

Желание Владимира Николаевича остаться у власти любой ценой стало главным удивлением прошедшей кампании. Надеюсь, оно того стоило, ведь за пару месяцев Шарыпов буквально обнулил себя в глазах местной элиты.

Помогла «Единой России» с победой и крупнейшая оппозиционная партия. Мне кажется, лидер регионального отделения КПРФ Александр Бойков потратил много сил, чтобы сформировать настолько безликий партийный список и подобрать непроходных кандидатов в думу областного центра.

Остаток сил Александра Дмитриевича ушел на сдерживание серой массы своих кандидатов от любых резких действий, высказываний, хотя бы красивых предвыборных жестов. Сентябрьская кампания КПРФ – это большая победа местных внутренних политиков, и не надо кивать на позицию Вадима Кумина, финансирующего и контролирующего ивановское отделение, – у прежних лидеров местной ячейки был тот же куратор, но они боролись за мандаты и побеждали в более неблагоприятных условиях. Или хотя бы делали вид. Бойков же предпочитает договорные схемы.

Местные элдэпээровцы на кампании не конвертировали в успех интерес к партии, всплеск которого принесли хабаровские события. Причина – нет кадров даже в областном центре. Отделение провело очень бюджетную кампанию, и, похоже, в этот раз либерал-демократы сосредоточились не на завоевании сердец и умов новых избирателей, а на контроле за процессом выборов: активно работали в избирательных комиссиях разного уровня, не давая им расслабляться. Наверное, это правильная тактика – электорат партии стабилен и лучше проследить, чтобы не украли имеющиеся голоса, чем завоевать чуть-чуть новых.

А вот «Справедливая Россия» в Иванове отрывалась вовсю – шуму в СМИ и в интернете хватало. От лица отделения, правда, чаще выступал не лидер Александр Ракушев (хотя его перед самой кампанией уволили из муниципальной бани, и он наконец-то перестал бояться перечить мэру Шарыпову и «Единой России») и не лидер списка Леонид Денисов, а отставной полковник милиции Михаил Крайнов. Может, Ракушев и Денисов не так четко формулируют смыслы и мысли. Может, это следствие того, что у партийного отделения новый спонсор. Может, Крайнов еще на старте решил, что в думу ему не попасть, извиняться потом ни за что не придется – и отрывался по полной. Не знаю, кто из эсеров окажется в думе вместе с Денисовым, но ясно, что яркие выступления «справедливых» депутатов закончатся с получением мандатов и в думе они будут сидеть тихо.

«Объединенные демократы» не смогли, а может, и не захотели стать центром объединения несистемной оппозиции. Может, у них и задачи такой не было, и они просто юридически подковывали кандидатов самовыдвиженцев, которые после учебы почти все прошли регистрацию без соплей и криков об административном ресурсе и давлении властей.

Сами «демократы» долго еще будут обсуждаемой темой на региональном и федеральном уровнях из-за обысков 9 сентября. В Иванове пришли к Ирине Мальцевой, Андрею Сергееву и Николаю Дьячкову. Я уверен, что пришли к ним из-за денег Ходорковского, а они говорят, что так власть борется с перспективными кандидатами. Что делать – выборы сносят некрепкие крыши не только у мэров, но и у борцов с режимом. Но узнаваемость Мальцевой и Сергееву силовики, конечно, подняли, создав ореол мучеников и укрепив имидж борцов с режимом, которых чуть не лично Путин велел замочить.

Главное разочарование ивановской оппозиционной кампании — это Андрей Автонеев и его вечнозеленое «Яблоко», не собравшие нужного количества правильных подписей. Или не допущенные до выборов «Единой Россией» – кому какая версия больше нравится.

Андрей всю кампанию провел в судах, но на выборы так и не попал, а «Единая Россия» с его недопуском сэкономила кучу нервов и денег. Небрежность в оформлении документов (а подписной лист – это документ) спалила на нынешней кампании не одного претендента на мандат, а разница между не прошедшими сито комиссий кандидатами только в том, что часть честно призналась, что «ну не смогла я», а остальные стали искать виноватых на стороне.

То, что Автонеев не прошел, меня расстроило. Не скрою, ждал яркой кампании и грамотного троллинга властей – чего-чего, а троллить Андрей умеет. Уверен, что такие непосредственные, а местами не совсем адекватные депутаты в думах должны быть обязательно – когда настоящих буйных мало, все загнивает.

Власть же на протяжении кампании делала все, чтобы уронить имидж и выборов, и своих полупустых кандидатов. Казалось, на этом фоне оппозиции надо только нагнуться и взять выпадающее из рук «Единой России» знамя победы, но нет – нагибаться никто не захотел.

И власть не стала креативить, а по полной врубила административный ресурс: занялась обзвоном и пригоном бюджетников, печатью лишних бюллетеней, обработкой членов участковых избирательных комиссий... Это было похоже на агонию, но система пока еще сильна, у ключевых игроков на карту поставлено будущее, которое они не мыслят вдали от бюджета, – ни мэр, ни большинство депутатов во главе с действующим председателем. У власти нет единой команды, но есть общий страх – в один момент потерять кормушку, оказаться вне игры.

С другой стороны, была бы команда – нарушения были бы еще наглее и безнаказаннее. А так замгубернатора по политике Евгений Нестеров занят войной за влияние на районы с недавно приехавшей начальницей внутриполитического департамента Натальей Суворовой и еще борьбой за областной центр с мэром Владимиром Шарыповым. Суворова тут недавно и ничего особо не понимает, ресурсов ей не дали, полномочий тоже – присматривается. Советник Воскресенского Екатерина Курбангалеева, с командой личных технологов и с огромным желанием контролировать выборные деньги, получила на кампании все, что хотела. Мэр Шарыпов, не получивший от Воскресенского никаких гарантий, тем не менее хочет остаться мэром, в крайнем случае метит в кресло председателя думы вместо замаравшегося двумя сверчковскими лимонами Кузьмичёва. Кузьмичёв же, на всякий случай присягнувший еще и Нестерову, надеется на покровителей в погонах и рясах и, хоть и очкует, ведет себя так, будто мандат на следующий председательский срок у него в кармане. Нестеров уверен, что губернатор его никем не заменит, так как он успешно порешал все выборные вопросы, в том числе с Александром Бойковым, который не дал КПРФ провести полноценную кампанию и набрать мандатов в областном центре.

И все бы хорошо, но этой камарилье сильно портят радость новости из Хабаровска, и все их надежды только на то, что у нас народец не тот, что в Сибири, все стерпит и схавает. Еще надеются, что Мальцева с Автонеевым и разные другие демократы протестную волну гибельного размера не поднимут, а с остальной оппозицией в области можно договориться – всем есть что терять. Если и не самим борцам, то их спонсорам, которые, если что, быстро приведут в чувство смутьянов.

Оригинал