Мы совсем забыли о том, что на днях празднуется событие в архитектурно-скульптурной жизни Пензы первостепенной важности.
8 сентября 1980 года в память 600-летия Куликовской битвы в Пензе была установлена скульптурная композиция, известная как памятник Первопоселенцу. Посвящена она основателям города, и ей 8 сентября исполнилось целых 40 лет. Но, раз, как говорят в народе, 40-летний юбилей день в день не отмечают, мы решили напомнить о нем, дабы соблюсти все приличия и отдать дань уважения и нашим предкам, которым посвящен памятник, и тем, кто был его автором. А были это скульптор Валентин Григорьевич Козенюк и архитектор Ю. В. Комаров. Инициатором проекта стал Георг Васильевич Мясников, второй секретарь Пензенского обкома КПСС.
Этот памятник образовывал как бы комплекс с остатками оборонительного вала, оборонительной башней со звонницей и пушкой.
На позапрошлой неделе в торжественной обстановке был открыта обновленная часть этой композиции, включающая отреставрированный и снабженный смотровой площадкой вал с лестницей, ведущей от памятника к восстановленному Спасскому кафедральному собору.
Памятник Первопоселенцу является объектом культурного наследия регионального значения.
Скульптурная композиция состоит из фигуры первого поселенца на пензенской земле и его коня. В процессе его создания инициатор тщательно следил за этапами работы. При этом предлагали различные варианты наполнения композиции, но добавление к фигуре вона и пахаря коня Мясников посчитал интересной природой для городской скульптуры. Дело в том, что в Пензе никогда до этого не было конных памятников. После этого их тоже не было. Долгое время данный памятник именно из-за фигуры коня считался уникальным.
В связи с этим, а также сложившейся обстановкой вокруг недавно установленной на Фонтанной площади фигурой Кентавра считаем своим долгом напомнить об истории создания другого конного памятника в городе 40 годами раньше, который является символом города и самой изображаемой достопримечательностью на сувенирной продукции, посвященной Пензе. Первопоселенец без коня — как Тарханы без Лермонтова.
Стало быть, противники установки Кентавра не учитывают, что история у конных памятников в городе положительная и редкая. Возможно, архитекторы — инициаторы проекта Кентавра хотели продолжить традицию установки конных памятников в городе, но добавив современного взгляда, аллегорий и двойных смыслов.
А пока поздравляем главную городскую достопримечательность с 40-м юбилеем и желаем следующему конному памятнику не меньшей славы и долгожития.