«У нас идет война за мост…» В карельской глубинке — как на фронте: людям приходится бороться за выживание, в том числе за переправы, ведь наш озерный и речной край немыслим без мостов. Впечатление такое, что власть объявила жителям партизанскую войну, – чтобы отрезать пути для отступления?
Не так уж и притязательны стали не оставившие свои деревни и поселки люди – самый простой быт, небогатые товарами магазины, один фельдшер на поселение из десятка (а то и больше) деревень и школа на «подвозе», закрытые почта и аптека… Ко многому привыкают жители карельской глубинки, но отсутствие качественных дорог и мостов, которые связывают их с «большой землей», где сконцентрированы блага цивилизации, раздражает больше всего.
«У нас идет война за мост, который демонтирован по распоряжению главы Куйтежского поселения Хейнонен, – написали в наш паблик жители Олонецкого национального района. – Пожилые люди вынуждены ходить по полтора километра в магазин и ФАП. Обращения в районную прокуратуру не помогают. Главой только видимость работы создается. Деревни, а это исконно карельские деревни – заросли. Дом культуры не работает. Памятник погибшим на войне односельчанам разрушен. Мы в шоке от состояния нашего поселения в целом. Ужас!»
Как рассказали жители Куйтежы, деревянный пешеходный мост через реку Мегрегу соединял улицы Набережную и Речную. «В 2014 году силами жителей нашего берега мы демонтировали аварийную часть моста (две трети), забили новые сваи, построили эту часть заново из нового материала, построили новый лестничный марш, перила, настил. В 2017 году, когда уходила прежняя глава поселения, для продолжения работ были оставлены бревна и пять тысяч рублей на гвозди и скобы. В итоге из-за бездействия нового главы старая часть моста (одна треть), которую нужно было отремонтировать, утянула за собой новую, – продолжают жители Куйтежи. – Так они взяли и распилили мост. А там хлысты были такой длины, которую сейчас редко где найдешь. Кровью и потом добивались таких материалов от лесозаготовителей специально для нашего моста. Люди стояли, плакали, ругались, просили не пилить, но все равно остались без моста. Вопрос поднимаем регулярно, просили предоставить документацию, ПСД, распоряжение о признании моста аварийным, о демонтаже, акт комиссионного обследования, о котором глава во всеуслышание заявляла. Ничего! Даже запрос прокуратуры никаких результатов не дал. Потому что нет ничего. Одни слова лживые».
Руководил ремонтом моста в 2014-м специалист администрации Куйтежского поселения Николай Панкратьев, теперь он там не работает.
Куда только не обращалась автор нашего паблика, гражданский активист Людмила Василица, добиваясь восстановления моста через реку Кожалу в Воломе Муезерского района. Писала главе Карелии Парфенчикову, но и «в ручном режиме» дело не сдвинулось. В соответствии с заключенным контрактом мост должны были открыть 30 июня 2020 года, но до сегодняшнего дня никаких строительных работ не проводилось. «Меня интересует вопрос, когда администрация Муезерского района отправит претензию подрядной организации, что это за подрядная организация, почему так затянули работу и администрация Муезерского района допустила халатность, не потребовала от подрядчика выполнения работы? Значит, к выборам уже полным ходом готовимся, баллотируется и действующий глава Воломского поселения, все закрыли на мост глаза, бездействуют», – написала она 12 августа Парфенчикову.
Отвечая на обращение в адрес главы РК на его страницу в соцсети «ВКонтакте» по вопросу строительства моста через реку Кожалу в п. Волома, администрация Муезерского района сообщила заявительнице, что контракт по ремонту моста был заключен в соответствии с законодательством. В адрес подрядной организации была направлена претензия об оплате штрафных санкций за невыполнение предусмотренных контрактом работ в установленный срок до 30 июня 2020 года. «К настоящему времени подрядной организацией проведены только подготовительные работы (на участке сделана организация движения на ремонтируемом участке, установлены знаки и ограждения, произведены работы по вырубке растительности, а также по разборке части аварийного моста). По информации, полученной от подрядной организации, в течение недели на объект будут доставлены все необходимые материалы и работы по строительству нового моста будут возобновлены. С уважением, администрация Муезерского муниципального района».
31 августа Людмила Василица снова написала в правительство Карелии: «Обращаюсь в очередной раз по тому же вопросу - строительство моста в поселке Волома Муезерского района. Я так поняла, что администрация Муезерского района просто проигнорировала мой вопрос, перенаправив меня в местную администрацию Воломского поселения. Вы однажды мне написали, что мост построят к сентябрю (должны были сдать 30 июня), но завтра 1 сентября, прошло два месяца по договору сдачи моста, а работа так и не началась! Я нашла телефон подрядной организации, спросила, почему остановили работу, но ответ меня удивил, якобы мост построим быстро, начнем, не переживайте. А для чего в договоре указана дата сдачи моста? Как так? Я сделала выводы, что все бездействуют, начиная с администрации Воломского поселения (они, конечно, сейчас очень заняты переездом в Дом культуры, там ведь нужно сделать ремонт, и успеть надо до выборов! Мост, само собой, подождет!), администрации Муезерского района и заканчивая вами, правительством Карелии, так как ни вы, ни губернатор Карелии до сих пор не дали четкий ответ на мой вопрос!!! Теперь, я так понимаю, мне следует задать этот вопрос администрации Путина».
3 сентября надежды на ремонт моста рухнули (хорошо, что сам мост еще стоит). «Сроки строительства моста изменены по просьбе подрядной организации. По информации местной администрации, подрядчик - ООО "СП-5" - обещал начать работу в ближайшее время и завершить строительство до конца текущего года. Если это не будет сделано, контракт с организацией будет расторгнут», – сообщили Людмиле Василице из администрации Муезерского района.
«Почему люди, живущие в глубинке, не должны получать то, что получают города республики? Почему они до сих пор ездят по плохим дорогам, не имеют доступную медицину? Почему силами поселков собирают деньги на замену окон в школах, почему собирают деньги на снегоуборочную технику, а сейчас и на контейнерные площадки под мусор? Почему в ночное время в поселках нет освещения и волки ходят чуть ли не стаями, почему нет автобусов, чтобы добраться в больницу, а поезд приезжает два раза в неделю? Потому что власти Карелии пустили поселки на самовыживание…» – с возмущением прокомментировала автор обращения по мосту очередной радостный пост Парфенчикова о том, что Карелия подтвердила надлежащий уровень качества управления региональными финансами по итогам 2019 года. «Оценка качества управления региональными финансами проводится ежегодно и охватывает широкий перечень показателей. По итогам прошлого года наша республика стала одним из немногих регионов, не допустивших ни одного нарушения бюджетного законодательства и условий соглашений, заключенных с Минфином России», - утверждает губернатор. А народ живет как при царе горохе…