Как добраться до полигона "Коммунарка" своим ходом, толково и четко ответить не смог ни Google, ни, казалось бы, знающие люди. А добраться можно достаточно простым путем: от ст. м. «Теплый стан» сесть на автобус, следующий до остановки «Газопровод», в частности это 985-й номер, а дальше пройти немного вперед до дорожного указателя и свернуть в аллею.
На воротах при входе на мемориальную территорию две небольшие таблички, поясняющие, что здесь проводились расстрелы с 1937 по 1941 годы.
Дальше картина метафорирует дуальность миров, чего подробнее коснусь позже: налево пойдешь - в храм попадешь, направо пойдешь - встретишь памятные знаки, самодельные таблички и стенды с точно установленным списком имен расстрелянных на территории спецобъекта НКВД СССР "Коммунарка".
Напротив основательных красных стендов с именами убитых к деревьям прикреплены два листа, содержащие перечень казненных спецслужбистов, причастных к репрессиям.
То есть эти имена повторяются. Сначала нельзя было совсем разобрать, кто есть кто, был один список. Теперь появилось дополнение, и палачей, попавших в маховик, который они сами же раскручивали, хоть как-то выделили. Вообще, не хватает артикуляции во всей истории. Убийство Ягоды - Бухарина и - мороженщицы - это существенно разные в эмоциональном и смысловом ключе истории. Я не знаю, как это лучше объяснить.
Вот почему то, что жертвы холокоста, дети Геббельса и сам Геббельс - это непересекаемые в едином контексте эпизоды насильственной смерти в истории, - понятно, а вышеуказанный пример - нет?
Как оформить сосуществование невинных жертв системы и здесь же убитых служителей оной - вопрос животрепещущий и ищущий своего ответа и поныне. Как поступили в Испании с захоронением участников Гражданской войны? Испанцы перенесли останки диктатора Франко из мемориального комплекса "Долина павших" спустя 44 года. Долго думали, собирались и сделали. В России о перезахоронении чекистов речи не идет. Только о разграничении в сознании зерен от плевел. К сожалению, недостижим пока что и этот этап, доказательством чему служит двухметровый мраморный памятник первому прокурору Москвы, санкционировавшему до своей казни убийства других людей. Поставлен он был ничтоже сумняшеся сотрудниками прокуратуры Москвы в 2013 году. Кстати, жена Ягоды И. Л.Авербах была заместителем Филиппова.
А вот какие "трогательные" воспоминания о его деятельности я нашла на сайте Совета ветеранов прокуратуры:
"Начиная с 30-х годов, прокуроры стали ведущими фигурами в уголовном процессе. Они получили широкие полномочия по обеспечению соблюдения законности во время рассмотрения уголовных дел, став по власти и престижу выше обычных судей. Прокуроры по праву считали себя монополистами в процессе, важными фигурами; в те годы даже укоренилась формула: „Прокурор - хозяин процесса“.
А. В. Филиппов активно поддерживал обвинение по всем громким преступлениям тех лет.
В апреле 1933 года состоялся суд над вредителями в столовых нарпита. В ряде столовых резко ухудшилось качество обедов и уменьшились порции. На скамье подсудимых оказалось 12 человек, в основном бывшие кулаки, дети офицеров и дворян.
Тогда резкая ненависть к классовым врагам проявлялась особенно, и простую халатность надо было считать вредительством, а причинение телесных повреждений стахановцам, активистам, военным - контрреволюцией. В пафосной речи гособвинителя прозвучало: „Классовый враг пытается пролезть во все щели и норы, чтобы вредить, портить, пакостить советской власти, но это ему не удастся“. Четверо из подсудимых были приговорены к смертной казни".
Понимаете, до сих пор, оказывается, еще есть люди, которые всерьез рассказывают о вредителях в столовых нарпита и верят в то, что дети офицеров и дворян кого-то объедали и за это были достойны смерти.
Пока не будет найдено решение, как со всем этим быть и уживаться, пока не будет сформировано четкое отношение к дифференцированному отношению жертв и палачей, о каком гражданском обществе можно говорить сегодня?
Территория расстрельного полигона в «Коммунарке» была передана от ФСБ РФ в ведение Русской православной церкви только весной 1999 года! В 2007 году был выстроен и освящен храм св. Новомученников. Дача наркома, как и вся территория бывшего расстрельного полигона, отдана Свято-Екатерининскому монастырю. И в той самой даче Ягоды, где собирался этот адов совет для обсуждения особо важных дел, теперь сотрапезничают служители РПЦ. Простите, как у них кусок в горло лезет в этом месте? И сильно ли это отличается от желания какого-то бизнесмена открыть бутик в «Расстрельном доме» на Никольской? А как же память места?
За дни поездки на Бутовский полигон и «Коммунарку» я поняла, какую важную роль играет РПЦ в работе по сохранению памяти репрессированных. Но, помимо Новомученников, было уничтожено огромное число людей самых разных, в том числе, например, и другой религии, и атеистов. Меня поразило, что на территории полигона, в паре шагов от места массовых жестоких убийств, стоят теплички с помидорками и кабачками, ульи, детская площадка... Да, можно отнестись по философски к увиденному, ведь жизнь запросто совмещает ужасы, скорби и радости с житейским бытом. Но у меня все это не укладывается в голове. Потому что во всем этом я не вижу уважения и понимания значимости мемориала. Церкви стоят на территориях кладбищ, бывает, что и дома располагаются на территории кладбищ. Только это - не кладбище, а открытая рана. Там не хоронили покойно усопших. Там убивали и сбрасывали человеческие тела без разбору.
В прошлом году проводился круглый стол в архитектурной школе «МАРШ» на тему «Что нам делать с „Коммунаркой“?», на котором член правления правозащитной организации «Мемориал» Елена Жемкова рассказала, что все работы на территории полигона проводятся силами всего 12 волонтеров и их не хватает даже на расчистку территории.
Я отказываюсь верить, что на всю Москву, на всю страну находится только 12 человек, готовых помогать в этой работе. Разуверьте меня, пожалуйста, и давайте что-то со всем этим делать.