Публикую развернутый комментарий в дополнение к статье «"Наглый обман избирателей сделал свое черное дело". Почему итоги выборов в России часто известны заранее» на "7х7".
«Скучность» - понятие растяжимое. Смотря что под ней предполагается. Яркость кампании и содержательность агитпропа определённого кандидата это одно. Заинтересованность граждан, бурлящие отклики электората – совсем другое.
В первом случае суперидейным партийцам сложно себя проявить и выделиться среди себе подобных, так как они нивелируются перед общими проблемами: бордюры, дороги, зарплаты, иногда хамоватые чиновники и тому подобное. Как какая-либо политическая идеология в состоянии подобное разрешить проблемы в рамках, допустим, определённого небольшого округа? Например, в двух крупнейших городах Марий Эл - Йошкар-Оле и Волжске – в сентябре пройдут дополнительные выборы в городские собрания. При депутате-коммунисте коммуникационная труба ржаветь медленнее начнет, или при жириновце в отопительный сезон газ в котельной теплее жечь начнет без ускорения износа оборудования из-за превышения тепловых параметров?
В Вашском округе Йошкар-Олы, где будут довыборы, активисты «окучивают» один из дворов, ставку делают на общую проблему – там якобы неправильно строится мансардный этаж, вследствие чего протекает крыша в определенных квартирах. Марийская ЛДПР пиарит эту тему. Но во-первых, если качественно покопаться, отмеченные строительные бизнесмены не могли несколько месяцев добиться подписания у одного из высокопоставленных чиновников мэрии, а без разрешительных бумажек им нельзя переходить к новым этапам работ. Во-вторых, ЛДПРовцы не обратили внимание, что в том плотном дворе, на который они положили глаз с целью накачаться голосами, доля квартиросъемщиков зашкаливает. У них банально нет прописки. Значит, на участках они не появятся. Это же элементарная формула КПД: затраченные усилия на полученный результат. Поэтому соседствующие оппозиционные кандидаты на них смотрят, улыбаются и крутят пальцем у виска. А жириновцы на упомянутом округе сил потратили достаточно. Разве не глупость? Прежде чем разворачивать предвыборную кампанию и определять болевые точки, хотя бы провели банальную "разведку на местности".
Руководитель регионального отделения ЛДПР Антон Мирбадалев параллельно всех утомил своими хвалебными речами в адрес «Единой России» за совместное принятие неоднозначного закона по ограничению продажи алкоголя. Причем агитировал он громче самой партии власти. Глаза и уши сей монотонной риторикой замозолил до такой степени, что праздно любопытствующему среднестатистическому человеку не удастся теперь навскидку вспомнить иные его заслуги. Покумекать над ценностной картой и посчитать, насколько нижнюю строчку по приоритетам в списке раздражающих граждан Марий Эл проблем занимает «синька», марийские жириновцы тоже не удосужились. К слову, социально-неравнодушные граждане выдвинули версию об использовании Мирбадалева в качестве громоотвода, на что он охотно согласился.
Или председатель собрания депутатов Волжска Николай Семёнов. Этот гражданин ведет себя как колеблющийся персонаж со жгучими терзаниями в душе. Вначале он топил за коммунистов, сейчас же - ничего конкретного не сотворив за текущий срок работы в занимаемой должности - почувствовал угрызения совести и не желает помогать кандидату в депутаты от КПРФ, поддерживая выдвиженца от конкурирующей «Справедливой России». Еще вечный кандидат в депутаты Андрей Смышляев – ему никогда не удавалось создать команду, поэтому скучающему бедолаге приходится тараторить сплошные банальности, критиковать всякий попавшийся на глаза сухой кирпич, сажать деревья на камеру, преподнося последнее за некую выдающуюся заслугу, ибо фантазии на большее не хватает, и разъезжать на своем автомобиле с красивыми госномерами, где порядок букв повторяет его инициалы. Не сложно догадаться каким образом он их приобрел, несмотря на то, что он вырисовывает из себя морально чистую личность. И это не говоря о его сомнительных приключениях в конце 90-х – начале 00-х годах.
Отчего так вышло? Долгие годы Глава Марий Эл в 2001–2017 гг. Леонид Маркелов огнеметом сжигал вокруг себя общественно-политическое поле, чтобы ничего не прорастало. В результате здравая оппозиция превратилась в профессиональную оппозицию. Она умеют критиковать и противопоставляться власти, но не работать. Гибкость ума отсутствует, испытывают вакуум идей. Если в марийские отделения политических партий даже приходят свежие лица, то партии их воспитывают по старым лекалам.
В прошлом году оппозиция по итогам выборов получила большие фракции в городских собраниях Йошкар-Олы и Волжска. Многие жители Марий Эл голосовали за кого угодно, лишь бы не за «Единую Россию». Эмоции превалировали над разумом. Кто из ЕР проиграл на выборах? В основном маркеловские кадры. Люди устали от заезженных лиц. Категоричность упиралась не в партии, а персоны. Основной косяк марийских единороссов и нынче заключается в медлительности по обновлению передовиков партотделения.
Отсутствие у народа интереса к выборам упирается еще в нравы марийских политиков. В Волжске депутатом избрался коммунист Александр Зимнухов – его на днях прохожие обнаружили валяющимся на земле возле остановки общественного транспорта пьяным в дребедень. Видео увидела вся республика. В Госсобрание проник Сергей Царегородцев, которого посадили на зарплатно-оплачиваемую должность во фракции КПРФ. За год до этого товарищ Царегородцев при ярко выраженном алкогольном опьянении, шатаясь, старался зайти в здание Общественно-политического центра Йошкар-Олы. Камера снова все зафиксировала. Еще при пандемии коронавируса Царегородцев смотался отдыхать в одну из буржуйских арабских стран. Таких эксцессов по марийским политикам навалом, в каждом районе. Думаете, сказанное способно вызывать среди народа неподдельный интерес к выборам?
Скучность выборов в Марий Эл есть, в ней виноваты все: и партия власти, и оппозиционеры. Однако нудность является свойством переходного этапа. Местные политики не успевают адаптироваться к новой ситуации в Марий Эл после ухода Леонида Маркелова в 2017 году, когда борьба за власть идет всерьез.