Когда автобус проезжал мимо стенда, на котором написано "памятник истории _ Бутовский полигон _ место массовых захоронений жертв политических репрессий", у меня внутренне что-то дзынькнуло несогласное с формулировкой, что-то смутило.
Формулировка "жертвы политических репрессий" - разве не предполагает наличие политической мотивации убийц? Стало быть, если речь именно о политических репрессиях, значит к таким жертвам можно условно говоря отнести Троцкого и его окружение, эсеров и меньшевиков... Когда же речь о конвейере смерти, и пишутся разнарядки на аресты и расстрелы, и хватают без разбору пенсионерок, нянек, кондукторов трамваев, проходят вдоль и поперек по всем сегментам народонаселения - по национальным признакам, по роду занятий и профессиям, - это не делается с целью устранения противника/оппозиции/оппонента. Это не что иное, как государственный террор.
Репрессии и террор - ужасны, но не тождественны в значении и масштабах. Что сообщает нам словарь? Репрессии в психологии - защитные механизмы психики, в политике - карательные меры, применяемые государственными органами с целью защиты и сохранения существующего строя. Орловский кассир Всесоюзного объединения слепых Виктор Васильевич Никольский не представлял угрозы государству. Даже намека на угрозу не представлял. Его просто выхватили для убийства. Взяли и убили. Так делают террористы. Им неважно, кто именно будет убит. И так как я люблю называть все своими именами, а кто-то, к общему удивлению и стыду, до сих пор этого не понял, я озвучу: Сталин - террорист. Вот скажешь это вслух, и как-то все немного яснее.
XX век - век государственного террора. Кромейшего ужаса и боли. В XXI веке мы сталкиваемся пока еще с именно что политическими репрессиями, столь же недопустимыми, но имеющими хоть какую-то политическую подоплеку. Грань очень тонкая, но она есть. Путин и Лукашенко - узурпаторы. А Сталин и Ленин - террористы. И к вопросу "Пусть цветут все цветы" - сталинизм не цветок, и если упоминать аббревиатуру ИГИЛ* допустимо только с пояснением, что это публично осуждаемая и запрещенная в России организация, то точно так же при упоминании Сталина должен сохраняться такой же контекст осуждения и запрета на идолопоклонство. И конечно, надо помнить, что террор начинается с репрессий. Сначала охотятся на "неверных", а потом уже проходят по всем подряд. Так к чему мы движемся, друзья?