Разрушители пришли ночью
Внезапно! За день до суда 25 августа! Начальник ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище» Машковская Татьяна Олеговна снесла Константиновские казармы. Здание будто взорвали. Оно стоит, оголив внутренности, словно в солдата на войне попала разрывная пуля... Все это произошло накануне заседания суда, который отказал в обеспечительных мерах на время суда о сохранении здания. И суд был фарсом. В нарушение устава ЦС ВООПИИК было принято решение судьей и подтверждено прокурором, что наша организация не имеет права участвовать в суде. Мы подаем апелляцию в вышестоящую инстанцию! Здание разрушено врагами истории!
ЭТО ЧТО ТАКОЕ? Напишите мне в комментариях - не стесняясь. Предлагаю флешмоб - позвони губернатору и скажи, что любишь Оренбург! Тел. приемной правительства Оренбургской области:
Телефон: (3532) 77-69-31, 78-60-10
Факс: (3532) 77-38-02
E-mail: office@gov.orb.ru
Казармы разрушены
Перед разрушением
Многие неравнодушные люди подписали открытое письмо к министру культуры РФ, касающееся сохранения оренбургских Константиновских казарм в их полноте и истинности. Но пришли и негативные отзывы. В частности, две мамы, чьи дети учатся в Оренбургской президентском кадетском училище, размещенном в этих казармах, написали, что казармы — «тлен, которым дышат дети» (ну так селите детей в новые здания!), а одна мама договорилась до того, что все равно типа казармы не увидят оренбуржцы — не экскурсионный маршрут, так и в утиль их. То есть все, что не сиюминутно, что не отвечает комфорту или невозможно увидеть и пощупать, — под нож. Так и Нотр Дам не все видели... и картины Гойи... Лично меня поставил в тупик факт: получается, что ни родители, ни дети НЕ ЗНАЮТ истории казарм? Или им плохо в «кадетке» преподают историю, особенно касающуюся Оренбурга? Но это всего лишь мои предположения и вопросы без ответов. А ниже текст, который написал мой коллега по Оренбургскому отделению Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Евгений Попов.
Старинная казарма против кадетского училища
Справка: Оренбургское президентское кадетское училище – инновационная образовательная организация, задача которой готовить конкурентоспособных выпускников, ориентированных на военную службу. Начало работу 1 сентября 2010 года.
В середине XIX века, при упразднении Оренбурга как крепости, вместо прежних бастионов, располагавшихся в границах крепости, было решено выстроить цитадель с оборонительными казармами. В них располагались стрелковые батальоны и войсковые части. Большинство зданий и сооружений было построено в 1855–1865 годах и изначально было предназначено для содержания воинских частей. Комплекс этих построек получил название «Константиновские казармы». Планировка казарм была такова, что в случае необходимости они быстро превращались в своеобразные крепости, способные выдержать осаду. В 1868 году по ходатайству генерал-губернатора Я. А. Крыжановского было открыто казачье Юнкерское училище, для которого приспособили южную половину зданий Константиновских казарм.
Оренбургское юнкерское училище считалось демократичным. Здесь проходили обучение представители мусульманского дворянства. Известно, что при нем действовала единственная в стране казачья артиллерийская батарея (как факультет). Дореволюционные историки отмечали, что в училище имелись довольно значительные запасы учебных пособий, коллекции древнего оружия, реликвии, многие образцы сабель высокого достоинства, редкой работы и дорогой цены. Значительной была коллекция образцов ружей, артиллерийских снарядов, коллекция подков, принятых у разных народностей.
При училище имелась богатая библиотека в несколько тыс. томов. Богатой являлась база приборов и моделей физического кабинета: 220 приборов и 838 артиллерийских, топографических и других моделей. При училищной церкви хранились как исторические реликвии знамена, отбитые у киргизов, кокандцев и хивинцев. К сожалению, все эти ценные исторические памятники были утеряны, остались лишь одни названия предметов… Оренбургское юнкерское училище известно своими земляками, жизнь которых была тесно связана с учебным заведением. В училище работали многие известные ученые и военные деятели.
В настоящее время этот комплекс зданий — выявленный объект культурного наследия "Константиновские казармы. Училище юнкерское. Учебный корпус. Казармы 2-я пол. ХIХ-нач. ХХ в. Эклектика" (военный городок №2), расположенный в Оренбурге по ул. Пушкинской, 63. Ансамбль исторических зданий дошел до наших дней практически в неизменном виде. Не все здания сохранились, но основной ансамбль цел. Сейчас этот объект находится на территории ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище».
Казармы — больше не объект культурного наследия
Весной 2020 года одно историческое здание ансамбля было выведено из состава ОКН согласно Акту экспертизы С. Е. Смирнова, как утратившее аутентичность и мешающее своими защитными зонами строительству новых объектов. Заказчиком экспертизы, лишившей историческое здание охранного статуса (равно как и защитных зон), является как раз упомянутое кадетское училище, которое уже имеет на руках проект строительства нового учебного корпуса, который не возвести рядом с памятниками истории и культуры (особенно на их месте), пока ОКН носит свой статус…
В связи с тем, что историческое здание (на котором внешне — ни трещинки) якобы находится в аварийном состоянии, в планах руководства построить на его месте новый корпус взамен старому, в подобном архитектурном стиле, но уже на гораздо большее число мест и в три этажа вместо прежних двух. Но это явно повредит ансамблю двухэтажных старинных построек. Что ж, старина – стариной, но здоровье юных воспитанников важнее. И это, конечно, правильно. И для некоторых родителей воспитанников данного училища старое здание — это тлен, представляющий угрозу для их чад, который давно пора снести.
Но, с другой стороны, можно поискать какой-то компромисс: чтобы детям было комфортно жить здесь и учиться и чтобы ансамблю не потерять свой исторический облик… Есть же, в конце концов, реставрация или реконструкция старинных зданий! Конечно, здесь — сроки, учебный год на носу, область требует... Но есть и культурное наследие, память о героическом прошлом наших предков, учившихся в этих корпусах, также будучи курсантами. А сохранение истории — это ли не лучшая учеба защите исторических рубежей малой Родины для юных воспитанников училища?.. Кроме того, собственник должен следить за состоянием памятника истории и культуры и ремонтировать его, а не доводить до состояния, когда жить там невозможно, и тем более не должен сносить ОКН и возводить новострой.
Стоит отметить, что Управлением Министерства Культуры РФ по ПФО в действиях эксперта С. Е. Смирнова было установлено нарушение законодательства при проведении экспертизы другого памятника, также исключенного из реестра. После того как здание Константиновских казарм было выведено из состава выявленных ОКН, оренбургский ВООПИиК подал в суд, чтобы оспорить данное решение ради спасения этого комплекса старинных зданий, так как есть риск, что в скором времени он потеряет свой исторический облик из-за сноса подлинных казарм и возведения на их месте новоделов.
«Выход есть всегда!»
Оренбургская градозащитница Катерина Серебрякова предложила свое решение проблемы Константиновских казарм:
«А что мешает „кадетке“ привести в порядок памятник истории и культуры и раз в неделю проводить там экскурсии?» Наверное забор, и КПП)). Согласно ФЗ от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для ВСЕГО многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью ВСЕМИРНОГО культурного наследия, а также каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия в порядке, установленном пунктом 3 статьи 52 настоящего Федерального закона.
Многие учебные заведения имеют по несколько корпусов в разных точках города, что мешает и данному учебному заведению построить хоть 16 этажей в районах, которые еще только начали застраиваться и не имеют собственной инфраструктуры. Двух зайцев убить можно одним выстрелом — и памятник сохранить, и количество мест увеличить, и деньги на экскурсиях заработать на ремонт памятника, а не разваливать его! Выход есть всегда! Почему ремонт не делают, если здание, по мнению администрации, ветхое и непригодное для проживания? Уж кому-кому, а президентскому училищу финансирования добиться проще, чем всем остальным вместе взятым... Тогда и позиционировали бы себя как патриоты, а не как разрушители...