Прямое обращение Лукашенко к Путину («Фактически по сценарию разворачивается агрессия против Беларуси. Надо связаться с Путиным, президентом России, чтобы я мог с ним переговорить сейчас. Потому что это уже угроза не только Беларуси») является неприкрытой просьбой о российском силовом вмешательстве в белорусские события.
Речь, скорее всего, идет о применении сил Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В состав ОДКБ входят сейчас Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Основу военного ресурса ОДКБ составляют Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР, 17–22 тыс. человек) и Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР, 5 тыс. человек), которые предназначены для ликвидации внезапно возникшей угрозы военного характера.
Задачей ОДКБ является защита территориально-экономического пространства стран – участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба. При этом ОДКБ как единый военно-политический союз ни разу не участвовал в боевых операциях.
В 2009 году Александр Лукашенко назвал деятельность ОДКБ бесперспективной, так как организация не реагирует на «государственный переворот в одной из стран-членов» (имелись в виду события в Киргизии). Но членство Беларуси в ОДКБ никогда не ставил под сомнение: «У нас бывало недопонимание с российским руководством. Но мы – братья и друзья! И все, что касается ОДКБ, – шутки в сторону. Здесь у нас никогда не было никаких недопониманий» (2011).
Личный разговор Лукашенко и Путина уже состоялся. Его последствия не смогут остаться закрытыми. Вероятность того, что военные ресурсы ОДКБ будут применены в Беларуси, невелика, но существует. Сам факт публичного обращения Лукашенко к Путину очень показателен. Он может привести к резкому усилению антироссийских настроений в Беларуси, если обращение приведет к действиям.
Худшего сценария развития событий в Беларуси невозможно представить. Прямое военное вмешательство – как под прикрытием ОДКБ, так и собственно российское – полностью обрушит ситуацию политически и приведет к форсированию событий, о которых не хочется думать.
Это будет не калька украинских событий 2014 года, это будет прямая военная помощь режиму конкретного властителя – по существу, близкая к вмешательству России в Сирии в защиту власти Башара Асада. Только Беларусь – не Сирия.
Несомненно, что Лукашенко и Путин одинаково видят причины белорусского протеста – не во лжи и насилии, не в украденных миллионах голосов на выборах и узурпации Лукашенко власти, – а во «внешнем вмешательстве». Они в принципе не признают за народами Беларуси и России права на самостоятельные политические действия.
В такой картине мира военная помощь одного диктатора другому выглядит как логичный ответ «иностранным агентам». Это катастрофический политически и страшный по-человечески вариант развития событий приведет к огромным жертвам. Играя в геополитические шахматы, Путин и Лукашенко думают только о своей власти, человеческие жизни здесь – пешки.
Все может зайти очень далеко и стоить очень дорого. А ведь всего лишь политик не смог честно проиграть выборы и достойно передать власть.