И ты, моя страна, и ты, ее народ,
Умрешь и оживешь, пройдя сквозь этот год, —
Затем, что мудрость нам единая дана: 
всему живущему идти путем зерна.

В. Ходасевич, 1917 г. 
*

Модель государства Беларусь, которую 26 лет выстраивал под себя диктатор, умерла. Новая страна еще не родилась, все очень непросто, но уже сейчас мы можем говорить о рождении новой нации. Преодоление кровавых событий этой недели привело к объединению людей на уровне сцепленности. В квантовой физике - это когда произошедшие из одного источника частицы связаны друг с другом без какого-либо видимого сигнала. В жизни белорусов сегодня – это когда живые люди связаны друг с другом моральной поддержкой перед угрозой нападения монстроподобных слуг режима.

Давайте попытаемся увидеть те критические точки, в которых люди, населяющие Беларусь, нашли в себе силы сделать главные шаги на пути к национальному возрождению.

Белорусы - доброжелательный, лояльный, терпеливый народ, но их собственная идентичность медленно, но верно сходила на нет. Сегодня, пожалуй, осталось лишь сознание принадлежности к территории и любимой земле. Культурно-историческая и особенно языковая составляющие практически растворились в результате долгой русификации. К сожалению, не оправдались и надежды на свое государство. Как можно говорить о развитии национальной культуры там, где уже 20 с лишним лет (!) пропадают оппоненты власти либо их находят убитыми и повешенными.

Экономика тоже давно не радует, предприятия работают во многом на склад, с трудом выходя в ноль, и даже по экспорту сельхозпродукции страна уступает маленькой Литве.

Усталость людей от его персоны, безнадега и страх, с которыми им приходится мириться, вовсе не смущают Лукашенко, когда весной этого года он демонстративно отказывается от борьбы с коронавирусом. В результате умирают и тяжело болеют многие тысячи белорусов, в большинстве своем из его ядерного электората. Пренебрежение к этой проблеме и стало триггером революции. 

В те дни в комментариях в YouTube горячие отклики людей вызывали такие стихи:

*
Беларусь моя родная,
Ты ли это?!
Ты бредешь, словно слепая,
Прочь от света.

Поводырь, провозгласивший
Путь особый,
Понуждает спать, укрывшись
Крышкой гроба.

На ходу переставляет
Плюс и минус
И в упор не замечает
Грозный вирус.

Невиновных жертв десятки,
Так доколе
Будут с ним играться в прятки
Дети в школе?

Плотный строй в шеренгах ровных,
Чего ради?
Ради сотен зараженных
На параде?!

Доктора напоминают
Лордов гордых
Тем, что молча принимают
Смерть как отдых.

Информации не зная
О короне,
Твои люди привыкают
К новой зоне,

Ожидая, что утихнет 
Жертв лавина
Без ненужного такого 
Карантина.

Только выжить без него
Кому-то просто,
А кому-то – как спастись
От холокоста.
 
На фоне таких настроений восходит звезда отчаянно смелого критика режима блогера Сергея Тихановского, начинающего собирать вокруг себя людей по всей территории Беларуси.

Его арест в конце мая был ожидаем, но он ничего не менял. Люди уже проснулись. Повсеместно появляются огромные очереди поставить подписи за регистрацию кандидатов против Лукашенко. Людей, не побоявшихся открыто противопоставить себя жестокой системе, оказалось более полумиллиона. Это практически каждый 11–12-й избиратель. Массовая смелость этих людей - это был первый шаг к национальному возрождению.

Не пересказывая дальнейших событий, остановимся на том, почему, избавившись от основных конкурентов – мужчин, Лукашенко оставил в кандидатах Светлану Тихановскую.

Здесь была не только очередная недооценка своего «народца», неспособного, по его мнению, проголосовать за женщину.

С самого начала он всерьез опасался, что люди просто не придут на выборы. И когда основные соперники были посажены и нейтрализованы, это опасение заставляет его оставить кого-то из реальной оппозиции, тем более что в окончательных подсчетах он был уверен.

И люди пришли. Сначала они пришли на пикеты с Тихановской. Причем по всей Беларуси. Во многих городах и поселках это были рекордные по численности собрания людей. В Бресте было не менее 18 тыс., в небольшом Слониме - более 3 тыс.

А затем были выборы 9 августа. 

Вот что сказал о них историк Андрей Зубов:

«Громадные очереди на избирательные участки были по всей Беларуси, повсюду, где были открыты эти участки за рубежом. Желающие выразить свою волю стояли часами. Не все успели проголосовать, хотя пришли вовремя. Это невиданный, говорю как специалист по электоральной демократии, триумф демократии. 90% граждан Белоруссии, имеющих право голоса, решили повлиять на судьбу своей страны, на судьбу свою, своих детей и внуков. Я не помню аналогичной активности. Нигде. Даже на выборах в Учредительное собрание в 1917 г. активность была ниже».

К этому добавить нечего, кроме того, что массовое неравнодушие - это был второй шаг ​​​​​​к новой нации.

Ну а далее белорусам пришлось защищать свой выбор. Поскольку центр Минска полностью перекрывался уже после 18 часов, мирные протесты в столице были повсеместными. Такими же они были по всей стране. В ответ диктатура применила такие зверские, ничем не оправданные массовые пытки тысяч задержанных, что Лукашенко полностью утратил право на какое-либо отношение к себе как к человеческой личности. Ко всеобщей скорби, появились и первые жертвы. Но люди продолжали выходить. Массовая готовность к самопожертвованию - это был третий шаг.

Казалось, в XXI веке в центре Европы такая жуткая опричнина невозможна. Но белорусские оппозиционеры на этот счет давно не строили иллюзий.

В июле группа NAKA вместе с лидерами других белорусских групп исполнила замечательную песню на стихи Владимира Некляева "Вам". Поэт написал их по выходу из тюрьмы после разгона 100-тысячного протестного митинга в Минске 19 декабря 2010 года.
(текст с сокр., ниже ссылка на песню)

*
Помню себя в подростковом пальто.
Мы шалопутными были мальцами,
Но подлецами не был никто!..
Где вы учились
быть подлецами?

Мы не на то направляли умы,
Были наивными мы разгильдяями,
но негодяями не были мы!..
Где вы учились
быть негодяями?

Да, чтоб не сдохнуть в грязи и пыли,
Мы продавали поэмы и повести,
Только мы совесть продать не могли!..
Вам не понять это -
Людям без совести.

Вам, кто целуется с мразью взасос
в царских дворцах ли, в палатах ли князьих,
Стать человеками не удалось…
Но удалось -
человеческой мразью.

Видео

Четвертый шаг - это посыл к нравственности. И да, он был массовый, в стихах, песнях и действиях.

И здесь на первый план выходят богини – белорусские женщины. Преимущественно в белых одеждах, с цветами в руках, они продолжают выходить на улицы, встают в живые цепи, говорят о мире и добре, и чудо приходит: запредельный градус насилия снижается.

Белорусские девушки на площади Независимости сняли обувь и поют колыханку – колыбельную против насилия.

И вот уже министр внутренних дел с говорящей фамилией Караев на четвертый день протестов приносит невразумительные извинения, и его подчиненные начинают выпускать еле живых от побоев и издевательств людей. 

В огромной степени на это повлияло то, что к тому времени работники большинства основных предприятий вышли на протест и включились в забастовку.

Музыканты филармонии присоединились к протесту.

Кроме того, шокированный увиденным мир тоже не мог не воздействовать на Лукашенко по своим каналам. Белорусы, живущих в других странах, также требовали реакции от своих властей.

Бело-красно-белый флаг с гербом "Погоня" на памятнике Жанне д'Арк в Париже. Свободу Беларуси!

Понятно, что в современном мире вокруг таких масштабных событий может произойти что угодно.

Но чем бы ни закончилось это противостояние, белорусы уже почувствовали национальную сплоченность. Надо продолжать общаться, взаимодействовать, рассказывать, что происходит в стране тем, кто этого не знает. Не принимать далее диктатуру ни в каком виде, воздействовать по возможности на ситуацию из других, более свободных стран. И беречь себя и друг друга. Быць братамi.

Кто-то скажет, что все это громкие слова, что непосредственно в протестах участвовало всего лишь не более 10% населения. Но даже если это так, то это очень большая цифра. Обычно активная часть народа в тепличных условиях свободного общества составляет 2–3%. При этом на каждого героя приходится до 10 человек, ему сочувствующих. Вот и считайте.

Да, а как же насчет пятого шага? Был ли он? Отвечу не шутя, что еще неделю назад в России не было ни единого политика или журналиста, кто бы всерьез сомневался, что Лукашенко всех задавит. Теперь же он висит в воздухе, выторговывая себе спасение. И происходит это во многом потому, что белорусы думали иначе.

Пятый шаг - это общая вера в победу. Поэтому в заключение приведем хорошо известные сегодня белорусам строки неофициального гимна свободы. В свое время это был гимн польской «Солидарности», а еще ранее - символ каталонского сопротивления режиму Франко. 

*
Давай разрушим эту тюрьму!
Здесь этих стен стоять не должно!
Так пусть они рухнут, рухнут, рухнут!
Обветшавшие давно.


И если ты надавишь плечом,
И если мы надавим вдвоем,
То стены Рухнут, рухнут, рухнут
И свободно мы вздохнем!
 
Сергей Тихановской & Kosmas. Стены Рухнут.

PS. В данный момент, 16 августа в 20:30, на всенародном шествии в Минске и митингах по стране - минимум полумиллиона свободных людей! Жыве Беларусь!!!

***

В статье были использованы:

Отрывок из стихотворения «Путем зерна» Владислава Ходасевича.
Стихотворение «Беларусь моя родная» Леонида Нарочного.
Стихотворение «Вам» (в сокр.) Владимира Некляева.
Отрывок (припев) из песни Mury ('Стены') Яцека Качмарского в переводе Кирилла Медведева.