Миша Вайнгольц подбил на это дело. Уж так красочно расписывал, что не смог удержаться и поехал в Шебекинский район, где открылась областная героико-патриотическая экспедиция памяти Героя Советского Союза генерала армии М.С. Шумилова.

Это сразу за Ржавцом по правую руку, как на Шебекино ехать. Там грузовичок на постаменте стоит, автодром, а в лесочке лагерь разбили шумиловцы, как они себя называют.

В смене 120 мальчишек и девчонок. Ребят побольше, но и девчата есть. Боевые такие - на равных с пацанами бегают полосу препятствий, с автоматом Калашникова ловко управляются, первую помощь "раненым" оказывают прямо на "поле боя".

В этой смене курсанты военно-патриотических клубов регионального отделения ДОСААФ России в Белгородской области и областного департамента образования. Младшему тут восемь лет, старшие на тот год будут выпускниками.

Лагерь палаточный, удобств минимум, зато реальной жизни по максимуму. Бойцы весь день занимаются - полоса препятствий, медицина, огневая подготовка, горная, парашютная, строевая. В наряд ходят - кухня, уборка территории, подсобные работы - да мало ли дел в хозяйстве, где надо обеспечить пребывание такого количества подростков. Тут за одним, бывало, не уследишь, а там 120 человек, каждый из которых — сгусток энергии, стремления, желания все сразу попробовать здесь и сейчас.

Ей-богу, даже подумать страшно, как со всем этим можно управиться. Да как ты углядишь - лес кругом, свобода полная, иди куда хочешь. Не идут! Хотя пацаны там, я посмотрел, задиристые, напористые, не пухлощекие пай-мальчики. Но все слушаются командиров - строятся быстро, по полосе препятствий бегут решительно, картошку на кухне чистят старательно и ловко.

Рассказывали случай забавный. Мама одного мальчика, коему ладу дать дома не могли родители, специально приехала благодарить руководство лагеря, которое сотворило чудо. Мальчик побыл здесь смену, приехал домой и после обеда пошел на кухню за собой посуду мыть. Потом взял швабру и протер полы. Мама - чуть не в обмороке, а сын ее успокоил и спросил, чем еще помочь по дому.

Юрий Григорьевич Кирик - специалист-инструктор шебекинской школы ДОСААФ РФ, начальник штаба шебекинского отделения ВВПОД "Юнармия", создатель и начальник шумиловской экспедиции - рассказал, что курсанты военно-патриотических клубов, прошедшие шумиловские сборы, попадают в армию и с первых дней чувствуют себя там намного увереннее других новобранцев. У них есть навык той жизни, когда приказ не унижение, а постановка задачи и строй — не ходьба толпой, а слаженное движение группы людей к поставленной цели.

Большое дело делают здесь, на краю соснового леса под Ржавцом инструкторы, преподаватели, истинные энтузиасты, настоящие подвижники, которые из своей скромной заплаты - 17 тыс., сказать стыдно! - тратят деньги на покупку чего-то нужного для ребят. Но прежде того они ребятам отдают сердца свои, свою любовь, свое стремление сделать из подростка-неумехи человека, который может и за себя постоять, если что, и Родину защитить, если потребуется.

И последнее. Это хорошо, что все-таки находятся средства на проведение героико-патриотической шумиловской экспедиции, где детвора получает и навыки, и первый взрослый опыт жизни, когда никто тебе сопли под носом подтирать не станет, никто в кроватку кашку не принесет. Все здесь надо самому сварить, а перед тем дрова нарубить, полевую кухню разжечь, воды наносить, картошку и прочее почистить. И ведь чистят! Душа моя радовалась - да так ловко и споро у них все получается.

Про зарплату руководителя экспедиции сказал, это жуть что. Но там и на развитие немало надо. Там у них скважина своя, насос воду качает - электричество бесплатно никто не дает. Продукты надо, бензин надо, то то, то другое по мелочи вроде, а набегают суммы. Куда идет руководитель экспедиции? К богатым добрым людям с протянутой рукой. И они дают. С благодарностью Юрий Кирик говорил про Андрея Скоча, Владимира Тебекина, которые от щедрот души своей не жалели личных средства на ребят. Но тот ли путь - ходить по богачам с протянутой рукой, если мы говорим о патриотическом воспитании подрастающего поколения? Вы полагаете, дети не видят, откуда что берется? Думаете, дети не понимают, кто это им дает? А кого же тогда защищать, если вдруг придется?

Военное воспитание - это нужно, но это проще. Автомат быстро научат разбирать-собирать, покажут, как препятствия преодолевать, и пусть не с первого раза, но преодолеет и это настойчивый человек.

Куда сложнее с патриотическим воспитанием. Проблема в том, что без любви к Родине умение стрелять может большой бедой обернуться. Вот что надо нам всем иметь в виду, когда мы заставляем, вынуждаем нашим наплевательским к тому отношением энтузиастов бегать по богатеньким дядям и деньги клянчить на дело первостепенной государственной важности! Ни в коем случае! Именно государство должно на это деньги давать в том количестве, которое необходимо. А сколько надо - спросите Кирика, он владеет вопросом. И лишнего он не возьмет, и куда зря не потратит. Он свою зарплату на ребят тратит.

Уезжал от шумиловцев наполненный впечатлениями и тихой радостью. Она оттого происходит, что где-то в лесу за Ржавцом есть небольшая рукотворная поляна, где вроде бы из ничего, как бы и не специально, а вот есть она – растет и отчетливо просматривается надежда на то, что еще не все потеряно. А это, я вам скажу, самое главное. Если все и надежды нет, какой же смысл в том, что мы с вами жили однажды?

Оригинал