Политолог, доктор исторических наук, а после увольнения из МГИМО за критику федеральной власти и "подрыв политической стабильности" еще и популярный видеоблогер Валерий Дмитриевич Соловей пригласил соотечественников солидаризоваться с жителями Хабаровска, которые в течение месяца проводят "несанкционированные" согласно нынешнему законодательству многотысячные акции протеста. Совместно с рядом других блогеров он призвал выйти на площади своих городов к популярным местам сбора в субботу 15 августа в 14:00 (в каждом регионе по местному времени). Лично я с удовольствием намерен присоединиться и объясню, почему.

Прежде всего потому что предлагаемый формат безопасен, не грозит задержаниями, штрафами и избиениями. Инициаторы предлагают прогулку без политических плакатов, возложение цветов к памятникам или кормление голубей, ставшее уже символичным в качестве выражения поддержки мятежному Дальнему Востоку. Замысел организаторов пересекается с новой версией хита "Ты не один", посвященной Юрием Шевчуком и группой "ДДТ" хабаровчанам, то есть в том, чтобы люди могли убедиться - они не одиноки в своем печальном взгляде на современное состояние родной страны. Нас, недовольных курсом развития страны и действиями властей, лишенных права голоса в официальных государственных медиаресурсах, достаточно много. Есть, конечно, сомнения, что большинство просто хотя бы узнает об объявленной акции, но... я же узнал. Тем более я люблю птиц, почти как художник Куинджи (на карикатуре он лечит птиц).

Хабаровск всколыхнул страну необычайной активностью горожан, крайне негативно отреагировавших на арест губернатора Фургала по сомнительным обвинениям в причастности к убийствам 15-летней давности. Любопытно, что возглавить Хабаровский край ему пришлось почти поневоле. В предвыборной кампании он был типичным спойлером от ЛДПР, естественно, не являлся никаким борцом с режимом, даже серьезной агитации не вел. Однако на фоне всеобщей неприязни к "единороссам" одержал неожиданную для самого себя победу над каким-то чересчур неприятным ставленником Кремля. По большому счету, Фургал оказался той самой "кухаркой", которая смогла управлять пусть не целым государством, а отдельным регионом. И сразу был взят "на карандаш". В Москве не могли без тревоги следить за ростом популярности главы субъекта федерации, ставшего таковым помимо их воли. Человек со стороны раздражал столичное начальство отказом от участия в общепринятых коррупционных схемах, не заносил, как проговорился Жириновский, пакеты нужным людям, не проявлял одновременного подобострастия к высшим чинам и вельможного чванства, вникал в проблемы граждан и старался их реально решать. Оказалось, что парень с улицы (пусть с определенным преувеличением) способен справляться с работой (конечно, если судить с точки зрения жителей края) куда лучше спускаемых сверху назначенцев. Чашу терпения переполнило нежелание Фургала заниматься административным давлением и приписками на голосовании за конституционную поправку - особо лелеемое детище Путина. От него решили избавиться.

На массовый и решительный протест хабаровчан центр решил реагировать традиционно мстительно и по-хамски. Два десятилетия люди безнадежно пытаются видеть человеческое лицо власти, но к ним она стоит исключительном задом. Назначение и.о. губернатором откровенно придурковатого Дегтярева, напарника Жириновского по бане, известного метанием всевозможных законодательных идей в мизулино-милоновском духе, стало особо изощренной формой издевательства над местным населением: "Нате, получите!" В существующей системе, где граждане, доставляющие беспокойство власти, отрывающие ее от парадов и дележа бюджетного пирога, чего-то требующие, а не коленопреклоненные с челобитными, рассматриваются только как фронда. На диалог с регионом не пошли ни президент, ни премьер-министр, ни даже полпред Трутнев, у них у всех дела поважнее. Кремль сам радикализовал протест, где через месяц демонстративно не замечаемых властью и государственными СМИ акций возникло множество лозунгов, направленных против действующего режима, тогда как изначально здесь преобладали настроения или вполне лояльные Путину, или аполитичные. Эта тенденция возвысила Хабаровск с местечкового уровня до общенационального.

О хабаровских событиях, несмотря на информационную блокаду, знают более 80% россиян. К ним неудивительно много сочувствия. Всеобъемлющий кризис, застой практически во всех сферах, душная атмосфера, дикое неравенство, отсутствие каких-либо перспектив в будущем заставляют граждан страны задумываться над происходящими процессами, их причинами и путями дальнейшего движения. Все чаще они приходят к выводу, что так жить нельзя. Это подтверждают и обвальное падение рейтингов национального лидера, и близкие к катастрофическим экономические процессы, и резкий рост сторонников политических перемен. Хабаровск стал символом перехода от понимания к действию. Люди готовы не просто ворчать на "кухнях" интернета, они готовы выходить на улицы и требовать. Если граждане в масштабах страны выйдут на улицы в том же процентном соотношении, что и хабаровчане, изменения станут неизбежны. Нынешняя власть не хочет слышать отдельный регион, но не услышать всю Россию у нее вряд ли получится. Часть общества всегда опасается, что в результате будет хуже. Да куда хуже? Если бояться менять жизнь к лучшему, то можно вообще ничего не делать, вообще не рождаться: "Если вы не живете, то вам и не умирать".

Оригинал