Из Германии в порт Санкт-Петербурга на борту судна "Михаил Дудин" прибывает 600 тонн "урановых хвостов". Об этом сообщил замдиректора департамента коммуникаций "Росатома" Андрей Иванов. В дальнейшем "хвосты" планируется доставить железнодорожным транспортом в Новоуральск. По прямой это около 60 км от Екатеринбурга, от моего дома.

Что же такое к нам везут?

Специалисты "Росатома" говорят, что европейская компания Urenco поставляет нам сырье для переработки:

Есть судно «Михаил Дудин», которое перевозит ОГФУ, ценное сырье, которое в рамках рециклинга в атомной отрасли можно переработать, выделить оттуда уран и вторично использовать на производстве электроэнергии. Его привозят не утилизировать, не закапывать в землю, а перерабатывать. Везут сырье, а не ядерные отходы. Во-вторых, это обедненный уран. Его радиоактивность ниже, чем у природного урана. Природный уран добывают, он не приносит никакого зла людям, не убивает, а у этого сырья еще более низкая радиоактивность.

"Урановые хвосты" представляют собой отвальный гексафторид урана-235, ОГФУ. Он образуется при обогащении природного урана для атомных станций. В Европе и США гексафторид официально признан ядерными отходами, его там скопились миллионы тонн. Переработку "хвостов" они считают очень дорогой, экономически нецелесообразной. Россия - единственная в мире страна, принимающая ОГФУ в промышленных масштабах.

"Росатом" уверяет, что у нас большие мощности и уникальные возможности переработки. В советские времена активно производили ядерные ракеты, оборудование осталось. Из 12 кг ОГФУ технически можно получить 1 кг топлива для АЭС, а остальные 11 кг - все равно радиоактивные отходы, которые останутся на нашей территории. Да и темпы переработки "ценного сырья" очень невелики. По некоторым данным, мы можем пустить в дело около 10 тонн в год, а общий объем поставки по контракту - 1200 тонн. 120 лет будем хранить и перерабатывать?

Урановые хвосты в самом деле безопасны?

Радиоактивность низкая, никакого зла? Партии ОГФУ из Европы привозят в Россию далеко не первый раз. В 2008 году состав с отходами экологи обнаружили в районе станции питерского метро „Автово“, вблизи жилых домов. Замеры радиационного фона возле контейнеров показали его повышение более чем в 30 раз — 680 мкР/час. И это был не первый такой случай. В 2006 г. Гринпис обнаружил железнодорожный состав контейнеров с отвальным гексафторидом у питерской платформы „Капитолово“. Радиационный фон возле него составлял 2000 мкР/час, более чем в 100 раз выше естественного. В тот раз факт нарушения был подтвержден надзорной организацией. А при длительном хранении больших количеств ОГФУ радиационный фон будет меньше, чем при перевозке? Это не поезд, который приехал и уехал, это место складирования "хвостов" в течение многих лет. А вокруг живут и работают люди - мы и наши близкие.

Кроме этого, ОГФУ - это не природная урановая руда, это ядовитое химическое вещество. При нахождении на открытом воздухе он выделяет легкорастворимые и летучие компоненты, которые загрязняют атмосферу, воду, почву. Наиболее опасна выделяющаяся на воздухе плавиковая кислота - это сильное отравляющее вещество, вызывающее поражения легких, кровеносной системы, пищеварительных органов. При разгерметизации только одного контейнера загрязнению подвергнется территория в радиусе 30 км. А таких контейнеров десятки тысяч в одном месте! Возможно ли повреждение емкостей в процессе хранения? Конечно. Металл подвергается коррозии, могут подтекать и разрушаться соединительные элементы и фланцы. Страшно даже представить, что будет в случае пожара, падения самолета или теракта в таком хранилище.

Сообщения об утечках радиоактивных и опасных химических веществ в Новоуральске время от времени появляются в СМИ. Сколько людей платит жизнью и здоровьем за существование в этой зоне экологического бедствия? В аналогичной ситуации другие города, также получающие ОГФУ, - Ангарск (Иркутская область), Северск (Томская область), Зеленогорск (Красноярский край). Это в окрестностях Рублевки следят за экологией, а травить людей и природу за Уралом можно?

Почему ввоз урановых хвостов в Россию стал возможен?

Конечно же, принимать на хранение ядерные отходы нашим законодательством запрещено. У "Росатома" были контракты на ввоз ОГФУ из Европы, действовавшие с 90-х до 2010 года. И наши атомщики клялись, что больше никогда не будут их возобновлять, что „не заинтересованы в этих поставках“. А в 2019 году снова начали. И с точки зрения наших законов все в порядке. Отходами у нас считаются "не подлежащие дальнейшему использованию материалы и вещества". А так пишем программу переработки гексафторида урана лет этак через 50, и все в порядке.

Кому выгодно такое положение дел? Наверно, европейским поставщикам - хранение ядерных отходов в соответствии со строгими требованиями ЕС требует огромных расходов. Не удивлюсь, если нашим чиновникам от "Росатома" хорошо доплатили. Выгодно ли это государству и народу? Ни о чем подобном узнать не удалось. Жить в нескольких десятках километров от опасной радиоактивной свалки мне и моим близким совсем не выгодно. Мы — люди, мы — граждане великой страны, почему мы должны такое терпеть на своей земле?

Подпишите петицию

Оригинал