Здание Орловского коммерческого банка на улице Гостиной, выстроенное на рубеже XIX–ХХ веков, с самого открытия стало одной из архитектурных жемчужин нашего города. Его виды еще в процессе строительства были растиражированы на десятках открыток. Благодаря этим многочисленным фотографиям мы теперь можем проследить все изменения облика этого здания на протяжении всей его истории и сравнить их с современным видом, разглядеть утраченные детали и отметить сохранившиеся.

Особенно это важно в случае с корпусом банка, обращенным к улице Гостиной, который был сильно поврежден в войну и понес больше всего утрат как снаружи, так и внутри. Увы, обилие исторического фотоматериала касается только внешнего облика корпусов бывшего коммерческого банка. Его первоначальное внутреннее убранство долгое время оставалось тайной. Современные интерьеры здания на улице Гостиной, №6 тоже увидеть непросто. В нем сейчас областное управление Центрального банка России, и с улицы просто полюбопытствовать — туда не зайти. Но раз или два в год орловский Центробанк открывает свои двери всем желающим, проводя либо день открытых дверей, либо участвуя в акции «Ночь в музее».

И тогда можно увидеть то, что обычно скрыто от глаз. Посетителей в вестибюле встречает лестница с диковинными зверями-грифонами на перилах. А за ней зал с высокими потолками и огромными окнами - некогда главное помещение банка XIX века.

Несмотря на то, что само здание было выстроено в 1897–99 годах в так называемом русском стиле и стилизовано под боярский терем XVII века, внутри него совсем не боярские палаты с низкими сводчатыми потолками и пестрой раскраской стен, а интерьеры в классическом стиле, с колоннами и лепниной под Древний Рим.

Такое несоответствие наружного облика здания и его интерьеров на рубеже веков было в порядке вещей. В доме купца Игумнова в Москве, из которого автор проекта орловского банка С. К. Родионов многое заимствовал, тоже интерьеры в стиле классицизма, никак не вяжущиеся с внешним убранством здания. Однако то, что можно увидеть внутри банка сегодня, — лишь крупицы того, что там было прежде. Значительная часть интерьеров корпуса здания была утрачена в войну и не восстановлена в прежнем виде.

О том, как там все было раньше, можно судить по нескольким фотографиям, хранящимся в музее ЦБ.

Сам музей находится в части здания, обращенной окнами на реку Орлик. В ней прежде был жилой дом для работников орловского банка, а теперь обыкновенные офисы. Как и все здание ЦБ, музей закрыт для посещения в обычные дни. Экспозиция его в основном посвящена истории Госбанка, наследником которого себя считает современный ЦБ.

 

 

Но одна из витрин музея посвящена истории Орловского коммерческого банка. В ней представлено семь редких фотографий интерьеров банка, сделанных вскоре после завершения строительства здания в 1899 году.

На них показаны вестибюль, центральный зал и кабинеты нового здания банка. На некоторых снимках присутствуют сотрудники и руководство банка на рабочих местах. На двух фотографиях отображены вестибюль и «лестница с грифонами», ведущая в центральный зал. Эта лестница и ее удивительная история заслуживают отдельного рассмотрения.

Над дверью в помещение справа от лестницы на табличке угадывается надпись «Архив». К сожалению, это пока единственное подтверждение, что архив банка когда-то существовал. В настоящее время он утрачен. Три фотографии запечатлели прежний центральный зал банка с разных ракурсов.

Если сравнить эти фото с тем, что там можно увидеть сейчас, то заметны разительные изменения. Судя по старинным фото, в здании на Гостиной прежде было не три этажа, как сейчас, а два. Перекрытия между нынешним вторым и третьим этажами центрального зала были сделаны уже после войны. А вот лепнина на его стенах, судя по всему, частично сохранилась та же самая.

Прежде по периметру центрального зала шел балкон. Вверху зала был купольный потолок с цветочной лепниной, кессонами (декоративными квадратными углублениями) и огромной люстрой. На балконе за столами-конторками трудились рядовые сотрудники банка.

Внизу были отгороженные друг от друга стеклянными перегородками кабинки для обслуживания клиентов. На фотографиях можно разобрать надписи на некоторых кабинках в нижней части центрального зала: «Переводы», «Вклады», «Текущие счета», «Отдел ценных бумаг», «Комиссионный отдел», «Специальные текущие счета». В центре зала были размещены столы и стулья для заполнения бумаг и ожидающих клиентов. В фотографиях обращают на себя внимание многие детали.

Например, то, что в банке было электрическое освещение, о чем говорят люстры и бра с проводами на ряде фото. Тогда в Орле это была еще диковина.

Лишь за год до окончания строительства здания банка, в 1898-м, в Орле появилась первая постоянная электростанция - в депо электрического трамвая. В центральном зале под самым потолком с одной стороны висела икона в киоте и окладе, а с другой - часы. Все старые виды внутреннего пространства Орловского коммерческого банка напоминают любой современный банк с пронумерованными кассами, диванами и столами для ожидающих своей очереди. Только с поправкой на несравнимую с современной красоту отделки и дорогие материалы – натуральное дерево, мозаичные полы, бронзовые светильники и перила лестниц. Однако для того времени такое устройство банка внутри было новшеством. Сама идея большого операционного зала как центрального пространства банковского здания сформировалась только во второй половине XIX века.

Прежде банки занимали куда более скромные здания и обслуживали клиентов в небольших комнатках, по-домашнему. Орловский коммерческий банк своим новым зданием конца XIX века впервые в нашем городе показал принципиально иное отношение к банковскому обслуживанию, создав большее открытое общественное пространство, характерное для банков и в наши дни. Откуда эти снимки в экспозиции музея, как, кем и когда они были сделаны – отдельная история. О ней я расскажу в следующий раз.

Оригинал