Группа представителей татарской общественности Тюменской области обратилась к властям всех уровней: тобольскому мэру Максиму Афанасьеву, спикеру областной думы Сергею Корепанову и, наконец, к губернатору региона Александру Моору с призывом "остановить провокационные действия" — так они называют установку памятника Ермаку.

Появление памятника Ермаку, по мнению авторов заявления, направлено «на разжигание межнациональной розни, нарушение стабильности в отношениях между народами в сегодняшних непростых условиях».

Нечто похожее произошло ранее в Сочи – там демонтировали памятник солдатам Кавказской войны по требованию никому не известной ранее общины черкесов. После этого они потребовали убрать из названий улиц все упоминания героев кавказских войн.

Подобные требования волной катятся по городам России.

В итоге складывается парадоксальная ситуация: в современной России у людей, созидавших страну в ее нынешних рубежах, появились оппоненты и этих радикалов поддерживает местная власть.

Используется технология, схожая с массовым осквернением и сносом «неправильных» памятников, охватившим Западную Европу и США во время недавних погромов.

И это не вопрос межэтнических отношений русских с другими национальностями, это вопрос лояльности к российской государственности в целом.

Надо понимать что подобные общины — это не группа людей, это конкретные лидеры с именами и фамилиями, которые и направляются силами далеко не российскими.

Они заставляют местных чиновников торговаться с ними, получая для себя привилегии, отступные в виде грантов, земель, должностей, - в начале в качестве членов общественных советов, потом и чиновников. Конечно, не за бесплатно, но их протеже имеют обоснование подобных назначений - как бы они это вынужденны делать под давлением общин, дабы проявить заботу о неких народностях.

В тех городах, где чиновники проявляют государственное мышление и отсылают таких ходоков куда подальше, в письменном виде конечно, проблем не возникает. А руководящие члены таких общин, аккуратно собирают такие ответы и комплектуют пакеты документы для желающих устроиться за рубежом в качестве политических беженцев или преследуемых "кровавым" режимом - не за бесплатно, понятное дело. Ведь статус беженца — это гарантированная бесплатная квартира в Европе или США, пособие в 3000 полновесных американских или европейских рублей, в течение пяти лет паспорт и гражданство, минуя многолетний ВНЖ.

В феврале 2020 года посол России в Турции Алексей Ерхов в интервью агентству Sputnik назвал "красивой легендой" изгнание черкесов с исторической родины. В ответ в Анкаре и Стамбуле прошли акции протеста, организованные кавказской диаспорой.

Танай Хазрат Чолханов, ахунд казаков-мусульман России, атаман Мещерского и Ордынского войска: Было бы интересно увидеть памятник Бонапарту на Бородино. По логике этих радикальных общин, после победы российской армии поле боя осталось за французами.

Черкесы должны получить компенсации от Российской империи, татаро-монголы, адыгейцы, немцы, французы - все те, кто проиграл сражения русским армиям, список бесконечен. Как говорят в народе - позиция "терпил". А как еще можно назвать человека, который, скажем, проиграл бой на ринге и выставляет претензию чемпиону, за то что тот оказался сильнее. Привлекает к этому подкупленного судью, пишет письма президенту - смех, да и только. Но не смешно, когда это происходит в политическом поле!

Органы безопасности должны отслеживать подобные процессы, разбираться, что подвигло чиновников поддерживать по существу экстремистов. Кто управляет лидерами подобных общин, почему муфтият молчит, вопросов много, и на них обязательно надо получать ответы.

Если так пойдет, скоро не Путину, а Эрдогану будем челобитные писать.

Но нам есть чему поучиться у наших братьев татар и кавказцев - одни и те же события в России и на Кавказе вызывают разные реакции. Они не забывают и не прощают унижений. В России могут старушку обвинить в том, что ее сбил сын министра. А у них это не пройдет, здесь сыновья старухи пойдут и отомстят.

Совет атаманов России уже дал поручение Службе казачьей контрразведки подготовить аналитическую записку по всем фигурантам этих акций и чиновникам, которые пошли у них на поводу. Наши выводы будут отправлены в администрацию президента, — комментирует казачий генерал Валерий Камшилов.

Своим мнением поданному вопросу поделился Верховный атаман СКВРиЗ казачий полковник Николай Дьяконов:

​- Признаюсь честно, я не понимаю позицию тех, кто выступает против установки памятника «Ермак» в Тобольске. Русские на сегодняшний день – не менее коренные жители Сибири, чем татары Синей орды к моменту появления там отряда Ермака. Считаю, что желание увековечить его память вполне законно и должно быть исполнено.

​Нужно не просто знать историю своей страны, но при этом еще и уметь думать, чтобы спокойно различать правду от кривды. Хочу напомнить всем тем, кто плохо знаком с историей: для Сибири татаро-монголы тоже были завоевателями, но позже стали считать себя ее коренными жителями. Хотя этническая принадлежность «сибирских татар» — до сих пор предмет научной дискуссии. Например, тот же Кучум был, вероятно, этническим казахом. И нынешним «татарским активистам» стоило бы вспомнить, что Сибирское ханство выступало жестоким угнетателем действительно коренных народов, чем, по всей видимости, обусловлен успех мизерного отряда Ермака, сокрушившего все государство Кучума. Многие сибирские народы добровольно переходили в подданство Москвы, давая присягу Белому царю.

Присоединение Сибири к Российскому Государству: напомню, о чем забыли протестующие.

Благодаря Ермаку как первопроходцу Сибирь принадлежит именно России, а не Китаю или Монголии.

Андрей Даценко, Верховный атаман Великого братства казачьих войск: Наша история - это история многих поколений, история, которую мы должны помнить, которую мы обязаны не просто знать, но и уважать! НАША ИСТОРИЯ - это исторический путь наших предков, исторический путь наших отцов. В конце концов, история — это наша жизнь и продолжение жизни в наших детях, внуках, потомках, которым строить и вершить дальнейшую Славную Историю России!

Ну мотивация негров в США хоть немного понятна, но у нас-то, ведь мы держали в рабстве этих ребят и, по сути, всегда имели с ними равные права!

Дальше что? Может, чиновники, которые пошли у них на поводу, преклонят колено перед ними и почистят им кроссовки?

Символическая политика, явленная в монументах, тесно связана с исторической политикой, которая в наши дни в силу разных причин все чаще становится полем острых конфликтов.

Валерий Розанов, координатор ЦФО по взаимодействию казачества со СМИ