На окраине скопинского села Богослово чуть в стороне от дороги в Горлово можно увидеть заброшенное и разрушающееся церковное здание – бывший приходской храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. С этой церковью, построенной по типовому проекту в 1897–1901 годах, связаны несколько интересных судеб, достойных памяти потомков.
Богослово в Епифанском уезде, лежавшее на большой дороге из Михайлова в Данков, издавна было разделенным помещичьим сельцом с двумя усадьбами. В конце XVIII века его жителями владели представители знатных родов Голицыных и Нарышкиных. В XIX столетии наследниками князей Голицыных стали дворяне Грушецкие, позднее – Яньковы и Варыпаевы. Принадлежавшая им часть села до сих пор зовется Яньковкой. Владения Нарышкиных в середине века унаследовала «жена гвардии ротмистра княгиня Зинаида Павловна Щербатова». После освобождения от крепостного права в 1861 году местные крестьяне образовали два сельских общества Петрушинской волости – «1-е Богословское бывших Щербатовой» и «2-е Богословское бывших Варыпаевой».
В 1864 г. штабс-капитанша Елизавета Александровна Варыпаева продала свою усадьбу в Богослове епифанскому 2-й гильдии купцу Ивану Николаевичу Смирнову. Позднее ее владельцем стал другой купец из Епифани, Петр Леонтьевич Воронин. Здесь он развел большой сад на 3 тыс. плодовых деревьев. Другой сад, поменьше, существовал при второй усадьбе, принадлежавшей княжне Зинаиде Николаевне Щербатовой, дочери предыдущей помещицы.
Своей церкви в Богослове никогда не было. С середины 1820-х годов сельцо входило в приход Вознесенского храма в соседнем селе Петрушино. В конце 1870-х годов в Богослове впервые упоминается часовня. С ростом числа прихожан встал вопрос о строительстве здесь приходского храма.
Как сообщали «Тульские епархиальные ведомости», определением епархиального начальства от 4–21 апреля (16 апреля – 3 мая) 1897 года обществу крестьян сельца Богослово и деревни Васильевки (Суровцы) Епифанского уезда было дано разрешение «построить каменный храм с образованием самостоятельного прихода». В течение 1898 года шел сбор пожертвований на церковное строительство. 200 руб. прислал протоиерей Андреевского собора в Кронштадте Иван Ильич Сергиев, ныне почитаемый церковью как Св. Иоанн Кронштадтский. Княжна Зинаида Николаевна Щербатова пожертвовала 40 тыс. штук кирпича, 700 руб. и выделила из своих владений церковную землю площадью в 36 десятин (39,3 га). Ее сестра княжна Мария Николаевна прислала 500 руб. Епифанский купец Петр Воронин также приобрел для строительства 40 тыс. кирпичей. Пожертвования поступили также от княгини Александры Васильевны Голицыной, урожденной графини Гудович (250 руб.), известного благотворителя Юрия Степановича Нечаева-Мальцова (125 руб.), скопинских купцов Леоновых (200 руб.), московского купца Баева (50 руб.), петербургского купца Зайцевского (50 руб.) и крестьянина села Богослово Тихона Ивановича Челнокова (40 руб.).
Три года спустя однопрестольный храм с трехъярусной колокольней был готов. По благословению епископа Тульского и Белевского Питирима 2 (15) октября 1901 года его освятил священник Богоявленской церкви села Хитровщина Тимофей Данилович Чернавкин (1834–1911), благочинный 2-го Епифанского округа. Однако указ Святейшего Синода об открытии самостоятельного прихода с причтом из священника и псаломщика последовал только в январе 1903 года.
Первым настоятелем Иоанно-Богословского храма стал священник Гавриил Иванович Богоявленский, служивший здесь с марта 1903 по июнь 1904 годов. Обязанности псаломщика при нем исполнял Яков Афанасьевич Жаров. Первым старостой храма был избран богатый крестьянин Моисей Наумович Рытов, владелец бакалейной лавки в Богослове.
В октябре 1904 г. в Иоанно-Богословскую церковь получил назначение новый священник – Андрей Матвеевич Головин (1856–1914). Сын казенного крестьянина села Катино Скопинского уезда Рязанской губернии, он был представителем духовного сословия лишь в первом поколении: его дядья и братья продолжали крестьянствовать в родном селе. Окончив полный курс духовного училища, в 1897 году он был рукоположен в диаконы епископом Рязанским и Зарайским Мелетием и до 1904 года служил в Троицкой церкви села Гулынки Пронского уезда (ныне в Старожиловском районе). В Богослове отец Андрей впервые встал во главе прихода.
Вместе со священническим местом Андрей Матвеевич Головин получил и должность заведующего и законоучителя одноклассной церковно-приходской школы в Богослове. Она действовала с начала 1890-х годов, ранее в ней преподавали священники Вознесенской церкви в Петрушине. Попечительницей этого учебного заведения была княжна Щербатова.
Очевидно, в своих заботах об образовании детей крестьян из Богослова и Суровцов священник Головин весьма преуспел. В 1909 году он был награжден набедренником «за усердные и полезные труды по церковно-школьному образованию», а в 1913 году – скуфьей. Преждевременная смерть, последовавшая в январе 1914 года от воспаления легких, прервала труды Андрея Головина на ниве образования и духовного просвещения. Он был погребен в ограде храма, в котором служил.
Еще 25 июля (7 августа) 1908 года богословский священник Андрей Головин венчал в своей церкви свою дочь Евдокию, 18-летнюю выпускницу Рязанского епархиального училища, и окончившего курс Рязанской духовной семинарии псаломщика Покровской церкви города Пронска Михаила Ивановича Абрамова (1885–1937). Жених был уроженцем деревни Роговой Дурновской волости Пронского уезда Рязанской губернии. В 1897–1901 годах он учился в Скопинском духовном училище, а в Пронске служил с 1907 года. В августе 1908 года Михаил Абрамов был рукоположен в священники и определен к Введенской церкви села Чулково Пронского уезда (ныне в Пронском районе). В 1912 году его перевели в Николаевскую церковь села Мостье Ряжского уезда Рязанской епархии. За эти годы у супругов родились сыновья Владимир (1909) и Леонид (1913). А в феврале 1914 года священнику Михаилу Абрамову пришлось стать преемником умершего тестя во главе прихода села Богослово Тульской епархии.
Служение отца Михаила в Богослове началось в условиях военного времени. В село прибывали беженцы из занятых врагом западных губерний России: Виленской, Волынской… В это время богословский священник пережил и личную трагедию: его третий сын Сергей, родившийся 31 июля (12 августа) 1915 года, прожил всего 4 месяца и 12 дней. Своего ребенка отец Михаил уберечь не смог, но о малолетних детях своих прихожан позаботился: для них в селе по его инициативе были организованы ясли. В мае 1916 года богословский священник был отмечен наградой епархиального начальства «за особые труды в обстоятельствах военного времени».
После октября 1917 года в стране наступили новые времена, еще более суровые. Богослово превратилось в арену классовых баталий. Зажиточная сельская верхушка – семьи кулаков Челноковых, Шибановых, Федуловых, Рытовых – отчаянно боролась за свои привилегии против покушавшихся на них бедняцких активистов, которых поддерживали новые власти. Стоит ли удивляться тому, что атеистическая и антиклерикальная революционная риторика не встречала понимания у сельского священника? В 1928 году он был арестован и осужден по статье 72 УК («Изготовление, хранение и распространение агитационной литературы контрреволюционного характера»), по которой отбыл год лишения свободы в Тульском исправительном доме.
После освобождения в 1930 году священник Михаил Абрамов продолжил свое служение в храме Похвалы Пресвятой Богородице в селе Городище (ныне в черте города Дубна). В 1934–1937 годах ему пришлось отбыть трехлетнюю ссылку по статье 58-10 УК («Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению советской власти»). В начале 1937 года отец Михаил вернулся к прежнему месту службы, но в ноябре того же года был вновь арестован Кимрским райотделом УНКВД по Калининской области. Его обвинили во враждебных настроениях по отношению к советской власти и ведении «контрреволюционной антисоветской агитации среди отсталой части населения колхозников и единоличников Александровского сельсовета», осудили и 29 ноября 1937 года расстреляли во внутренней тюрьме НКВД Калининской области.
Посмертная реабилитация протоиерея Михаила Ивановича Абрамова состоялась 26 марта 1989 года по определению Тверской областной прокуратуры. В 2000 г. он был прославлен Русской православной церковью в лике святых новомучеников и исповедников Российских. Его память отмечается 16 (29) ноября.
Дальнейшая история церкви в Богослове развивалась уже без отца Михаила. Официально храм был закрыт в ходе т. н. безбожной пятилетки 1932–1937 гг. Колокольню перед Великой Отечественной войной разрушили специально присланные рабочие Горловской МТС. В ноябре 1941 года мимо стен бывшей церкви по направлению на Михайлов прошли подразделения немецкой пехоты и бронетехника, чтобы неделю спустя той же дорогой откатиться обратно перед воинами советского 170‑го кавалерийского полка 41‑й Отдельной кавдивизии. В 1950-х годах в основном объеме здания был устроен сельский клуб, где проводились танцевальные вечера и демонстрировались кинофильмы. Для входа в него было растесано и переделано в дверь одно из алтарных окон. Начало XXI века храм встретил в полном запустении. В этом состоянии он остается и поныне.
"Скопинский вестник" №30, 24 июля 2020 г.