В работе всех избирательных кампаний всегда участвовали наблюдатели, представлявшие интересы кандидатов и партийных организаций. С 2018 г. в число наблюдателей были законодательно введены дополнительно еще и представители общественных палат. То есть корпус наблюдателей, представлявших партии на выборах, был расширен за счет наблюдателей от общественных организаций и активных граждан. Сначала система общественного наблюдения отработала на президентских выборах 2018 года, показав высокую эффективность. Затем в регионах была узаконена их деятельность (опять же через институт общественных палат), а недавнее всероссийское голосование по принятию поправок к Конституции России проходило уже только под наблюдением федеральной и региональных общественных палат. Партии тоже имели возможность направлять своих наблюдателей на участки для голосования, но только через общественные палаты, которым поручалось формирование корпуса наблюдателей. Никому не было отказано во включении в число общественных контролеров, хотя не все партии сами того пожелали. В частности, в Карелии отказались от сотрудничества с общественной палатой республики две партии — «Яблоко» и КПРФ.
По итогу конституционного плебисцита сейчас обсуждается, как дальше станет развиваться и система голосования, и наблюдения за ним. Депутаты Госдумы уже узаконили форму многодневного голосования (но не более трех дней), расширяться будет практика электронного голосования (это уже состоявшийся факт). И сейчас обсуждается вопрос о реформировании системы общественно-партийного наблюдения.
Общественная палата России создала координационный совет по общественному контролю за голосованием, который начинает действовать на постоянной основе, и перед ним стоит задача формирования фактически профессионального корпуса общественных наблюдателей. Профессионального с точки зрения юридической подготовленности участников наблюдения к работе и общественного – по источнику выдвижения в наблюдатели (это все желающие того граждане). Партии перестают быть единственным источником комплектования корпуса наблюдателей. Гораздо большую значимость приобретают общественные палаты. И такое смещение вызывает объяснимую настороженность у политических партий: они остаются в качестве самостоятельного субъекты формирования корпуса наблюдателей на выборах или они в будущем должны будут действовать только через общественные палаты (как то уже опробовано было в ходе всероссийского голосования по Конституции РФ)?
На первом заседании координационного совета по общественному контролю за голосованием, прошедшем вчера в Общественной палате России (22.07), выступавшие представители партий, понимая, что теряют прежнее монопольное положение в системе наблюдения, соглашались, что пусть будут ещё и наблюдатели от Общественных палат, как и от партий, пусть общественные наблюдатели работают вместе с партиями, но не вместо них.
С такой позицией Общественная палата РФ, взявшая на себя труд координации деятельности с партиями, солидаризируется: не вместо, а вместе. По словам руководителя корсовета по общественному контролю за голосованием М. Григорьева, Общественная палата России не желает становиться фильтром для отбора партийных наблюдателей, страхи такие надуманны, убежден он.
О своей готовности работать в составе координационного совета по общественному контролю за голосованием уже заявили восемь партий, в том числе три думские – «Единая Россия», «Справедливая Россия» и ЛДПР (реакция КПРФ на приглашение войти в состав корсовета не отрицательная, но и решения пока никакого не принято).
Координационный совет по общественному контролю за голосованием начал свою работу.