Виртуальный дискуссионный клуб «Мысль»! 
Виртуальное интервью в режиме арцахлайн!

 


«Поэтому христианину одинаково неприемлемо использование храма в качестве музея или мечети, а для мусульманина бывшая мечеть без каких-либо проблем может приниматься в качестве музея или храма другого направления монотеизма» - Олег Копылов, религиовед, преподаватель ПГНИУ.


 

Арам Аствацатуров: Здравствуй, уважаемый Олег! Спасибо за согласие рассказать о Соборе Святой Софии и высказать свое мнение о превращении собора в мечеть.

Олег, с чего начинается история Собора Святой Софии?

Олег Копылов: Арам, спасибо за приглашение к участию в дискуссии. История собора Святой Софии в Стамбуле, или Айя-София на греческий манер, берет начало в раннем Средневековье. Первая христианская церковь, построенная на месте современного собора, появилась в первой четверти IV в. во время правления Константина Великого. В начале V в. эта церковь сгорела. Отстроена новая, которая спустя примерно 10 лет опять сгорела. По приказу императора Феодосия II на этом же месте была отстроена новая базилика, которая просуществовала более 100 лет и погибла во время пожара 532 г. во время восстания "Ника". По легенде, через 40 дней после пожара ангел показал императору Юстиниану I модель Собора Святой Софии, и император отдал приказ построить на том же месте собор, который должен был стать, по его замыслу, украшением столицы и показным величием Византийской империи.

Арам Аствацатуров: Олег, с позиции христианства, что лучше — музей в христианском храме или чтобы в храме молились представители иного течения монотеизма, Ислама?

Олег Копылов: Спасибо за интересный вопрос, уважаемый Арам. Начать следует с того, что необходимо сказать, чем является храм для христианина и мусульманина. Во-первых, для любого верующего храм — это место сакрального символизма. Но в христианстве храмовый сакральный символ — это проявление мистического реализма, он онтологичен. Т. е. это означает, что многоуровневый и неисчерпаемый символ храма не указывает на какую-то действительность, он сама эта действительность. При этом вся жизнь христианина (хотя последователи некоторых современных течений христианства могут обходиться и без культовых сооружений) от крещения до отпевания центрируется вокруг храма. Отсюда постоянное внимание к этому культовому зданию. Для христианина это «Дом Божий», т. е. место особого присутствия божественных энергий. Поэтому в христианстве храм обязательно освящается. В исламе же мечеть хотя и несет в себе особый сакральный символизм (например, связь с Каабой, михраб), но все же это по большому счету здание исламской культуры. С самого начала мечеть являлась для верующих не только сакральным и молитвенным местом, но часто выполняла и светские функции (хранение казны, важнейших документов, судебные разбирательства). В исламе так и не оформилось представление об особой сакральности мечети и нет обряда ее освящения. Так, заброшенные мечети могли использоваться для других целей, и это не являлось кощунством. Поэтому христианину одинаково неприемлемо использование храма в качестве музея или мечети, а для мусульманина бывшая мечеть без каких-либо проблем может приниматься в качестве музея или храма другого направления монотеизма.

Арам Аствацатуров: Олег, как использовался Собор Святой Софии после падения Византийской империи?

Олег Копылов: После захвата Константинополя османами завоеватели убили в храме всех молящихся (на одной из колонн храма сейчас есть красная полоска, которая, по легенде, означает уровень крови убитых в этот день христиан), на следующий день в собор вошел султан Мехмед II Завоеватель, после чего Собор Святой Софии был обращен в мечеть, получившей название мечеть Айя-София. Следующие почти 500 лет собор действовал как мечеть. За это время к нему были пристроены четыре минарета, внутри был перестроен алтарь, появился михраб, фрески и мозаики, ранее украшавшие храм, были замазаны толстым слоем штукатурки. В XVI веке к мечети Айя-София были пристроены новые постройки, что существенно изменило начальный облик храма. В XIX в. мечеть подверглась реставрации, которая позволила сохранить здание от разрушения. После турецкой революции и секуляризации турецкой культуры согласно специальному декрету первого президента Турецкой Республики мечеть Айя-София была превращена в музей.

Арам Аствацатуров: Олег, насколько необходимо туркам превращать Собор Святой Софии в мечеть, в место моления мусульман? Что вы усматриваете в этом действии?

Олег Копылов: Ответ на этот вопрос тесно связан с историей Османской империи. Со второй половины XIII века начинается возвышение и укрепление Османов (тюркская племенная группа). За последующее столетие Османы смогли завоевать и подчинить значительную часть Малой Азии и Балканы. В их владения вошли христианские территории южных славян (сербов, боснийцев, албанцев) и Болгария. Были неоднократные попытки захватить Константинополь. Последнее укрепление монгольской державы во время правления Тимура (Тамерлана) на время остановило рост османского государства. Но спустя чуть менее 20 лет после поражения от Тимура османская держава восстановила свое единство и начала новое наступление на Византию. После падения Константинополя возникает Османская империя. Бывшая столица Византии была переименована в Стамбул (Истанбул), став новой столицей Османской империи. Теперь становится понятным, что превращение Собора Святой Софии в мечеть Айя-София — это по большому счету жест политический и культурный. Так как этот собор являлся символом православной империи (Второго Рима), а после падения и исчезновения этой державы должна была уйти в небытие ее символика. С другой стороны, Константинополь становится культурным центром новой мусульманской державы, поэтому его властителям следует проводить политику адаптации его жителей к исламской культуре.

Арам Аствацатуров: Уважаемый Олег, знаете ли вы факты, когда христианские храмы были переделаны в мусульманские мечети?

И если такие факты есть, то почему именно Храм Святой Софии вызвал такой резонанс в мире?

Олег Копылов: Большой резонанс с историей Собора Святой Софии вызван тем, что это памятник включен в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО. На момент включения этого памятника в наследие ЮНЕСКО он являлся музеем. И для ЮНЕСКО, которая по своей сути является секулярной организацией с международным статусом, музей более приемлем, чем культовое здание.

Я не большой знаток истории храмовых сооружений ислама, но могу сказать, что знаю фактические данные, что мусульмане (хотя не только они) превращали культовые здания других конфессий в свои. Например, после распространения ислама на Ближнем Востоке почти все храмы зороастризма были превращены в мечети. С христианством другая история. Во-первых, христианство, в отличие от зороастризма, для мусульман — это религия откровения, и христиане могут без проблем исповедовать свою религию на территории исламской ойкумены. А во-вторых, мы знаем, что на территориях, где ислам утвердился прочно и "навечно", основные христианские символы были ассимилированы исламом. Так было в Испании, так было на Балканах. Например, главный храм Болгарии Святой Софии в Софии (такая вот "улыбка истории", что интересно, этот храм был построен тоже в правления Юстиниана) был также превращен в мечеть. Но так поступали не только мусульмане. В той же Болгарии (София) Черная мечеть (памятник исламской архитектуры) был переделан в церковь Святых Седьмочисленников.

Арам Аствацатуров: Олег, но ведь храм находится на турецкой территории и является собственностью турецкого государства, и в окружении Храма не живут христиане.

Вам кажется, что кто-то может диктовать властям Турции условия по использованию Храма Святой Софии?

Олег Копылов: Мне здесь видится одна из основных проблем современности: соотношение государственного суверенитета и прав человека. Если Айя-София является Всемирным памятником культуры, то любые действия с ним могут затрагивать культурные права человека. А следовательно, встает закономерный вопрос, что важнее — государственный суверенитет Турции или те права человека, которые связаны с этим памятником культуры.


9–11 июля 2020 года, виртуальный дискуссионный клуб «Мысль»
Ищите в социальных сетях наши группы и вступайте в них:
Facebook
«ВКонтакте»
«Одноклассники»


Предложения по темам обсуждения, спикерам, формату пишите на электронную почту klubvirtual@mail.ru