Ночевать придется вповалку в одной комнате, но ягодные места покажем… Губернатора Парфенчикова приглашают в гости жители поселка Водла Ярошонок, которых обманули не бандиты или мошенники, а «родная» местная власть, исполняя государственную программу расселения аварийного жилья. Многодетная малообеспеченная семья, пройдя суды, рискует остаться в полуотремонтированном доме надолго. Уголовное дело по факту подлога следком, похоже, замял…

У Ирины и Александра Ярошонок трое детей – старший сын окончил восьмой класс, средний – четвертый, а младшая дочь – первый. В лесном поселке, который когда-то строился как временный для лесозаготовителей и сегодня состоит из обветшалых бараков 60–70-х годов, работы почти не осталось. Александр на пенсии, Ирина – домохозяйка. Пособия на детей и небольшая пенсия мужа – вот и весь их официальный доход. Огород и живность – основа питания. Поэтому главный кормилец семьи – карельский дремучий (местами в Пудожье он еще остался) лес. Распорядок жизни у супругов расписан по сезонным циклам, из которых самые горячие – лето и осень. В июне, как правило, уже проведена разведка ягодных мест, оценен масштаб заготовок и примерный доход, из которого надо отложить на подготовку детей к школе, другие насущные нужды и какие-то крупные покупки (например, еще один телефон, хотя детям на удаленке нужен компьютер), а также поездки в райцентр – общественный транспорт не ходит, так на такси ездят…

– С понедельника у нас начинает работать пункт приема ягод, а мы увязли в ремонте квартиры, конца и края не видать, – сокрушается Ирина, которая не только помогает мужу в строительных работах, но еще кашеварит, за огородом и живностью ухаживает. – Муж сходил на болото, морошки столько – ступить некуда. О таком урожае давно мечтали. Собирать некогда, хоть плачь… Ремонт не бросишь. Мы рассчитывали его закончить к ягодному сезону, надеялись на помощь власти: нас до сих пор мучает вопрос – куда ушли 787 тысяч рублей, за которые нам была приобретена квартира на соседней улице, а по сути – рухлядь, от которой мы отказались.

Беды начались с циничного подлога

Беды у семьи Ярошонок начались с циничного подлога, в результате которого их двухквартирный дом «попал» в программу расселения аварийного жилья. Наш паблик "Отражение. Карелия" неоднократно возвращался к этой истории, но, наверно, надо напомнить некоторые ее детали, местами криминальные. Долгое время руководителем Кубовского поселения Пудожского района, в состав которого входит Водла, избирался единоросс Великанов. Комиссия местной администрации по выявлению аварийного жилья, как впоследствии выяснилось, шуровала в интересах определенного круга лиц, лишив немало односельчан, реально нуждающихся в улучшении жилищных условий, этого права. Было громкое уголовное дело, суд и решение о превышении Великановым своих служебных полномочий.

Примечательно, что своих жертв организаторы «расселения» определяли с прицелом, зная в лицо всех жителей поселения с их проблемами и способностью бороться за свои права – выбирали самых слабых. У большинства обиженных властью сразу опустились руки, даже те, кто стал свидетелем во время следствия, доказавшего состав преступления, ничего не добились – в Пудожском районе вообще сложно с защитой прав граждан. 

Супруги Ярошонок, судя по всему, тоже попали «в разработку» махинаторов. Совершенно случайно узнав о том, что государство в лице местной власти осчастливило их включением в программу расселения, они впали в ступор… поняв, в какую халупу их собираются переселять. Незадолго до этого на личные средства семья отремонтировала свою часть муниципального дома, укрепив фундамент и заменив часть бревен сруба, обновив обои и покрасив полы. Когда Ярошонок отказались переезжать с Зеленой на Почтовую, районная администрация подала на них в суд – для принудительного переселения.

Состоялось четыре судебных заседания, на которые Ярошонок исправно ездили за 80 км в Пудож, тратя на разъезды нелишние в семье с доходом около 20 тыс. средства. И от заседания к заседанию – с точки зрения криминальной составляющей – процесс становился обвинительным в адрес власти и обрастал свидетелями, в том числе доказавшими факт подлога документов. Так, выяснилось, что в доме у Ярошонок в 2009 году не было никакой муниципальной комиссии под руководством главы Кубовского поселения Великанова, акт о признании квартиры аварийной с износом 90% (как люди жили в такой квартире еще 10 лет – просто фантастика!) имеет поддельные подписи.

Понимая, что дело приобрело нехороший коррупционный налет, в районной администрации придумали вариант спасения собственной репутации. И уже на последнем заседании суда (аудиозаписи всех заседаний у нас имеются) представитель истца-наймодателя предложил Ярошонок «мировое соглашение». Семья выписывается из своего жилья и оформляют прописку в предоставляемом ей «благоустроенном», но права на прежнюю квартиру не лишается – она вместе с земельным участком передается супругам для ведения хозяйства. Но разве можно верить власти? Ярошонок наотрез отказались идти на мировую, доказав, что отремонтированное шабашниками и приобретенное за 787 тыс. руб. жилье – труха. Хотя в ответе президенту Путину, к которому глава семейства обращался за помощью, тогдашний министр строительства Ермолаев (сейчас он рулит экономикой Карелии) указывалось, что предоставленное Ярошонок жилье – БЛАГОУСТРОЕННОЕ.

В иске администрации к Ярошонок о принудительном переселении семьи в «благоустроенную» квартиру с печками, без водопровода и канализации (все удобства на дворе) суд отказал. Не прошло после суда и трех недель, как над квартирой, которая обошлась бюджету 787 тыс. руб., от снега провалилась крыша. Квартира до сих пор гниет, правда, администрация выделила ее семье погорельцев, но те, посмотрев масштаб разрушений, въезжать в нее не стали.

По имеющейся у нас информации, при участии тогдашнего уполномоченного по правам человека в Карелии Александра Шарапова правоохранительные органы серьезно взялись за расследование факта приобретения непригодной для жилья квартиры многодетной семье Ярошонок. Но попытки выяснить судьбу этого дела закончились ничем. По-видимому, никто не наказан.

Думаете, местная власть засучив рукава стала помогать многодетной семье, пытаясь загладить свою вину? Не тут-то было. Несколько месяцев супруги Ярошонок добивались от главы администрации Пудожского района Ладыгина документа, разрешающего считать дом одноквартирным. Документ появился только 12 августа 2019 года. Но разрешение на снос ветхой квартиры, из-за которой начала гнить стена той части дома, где живут Ярошонок, Ладыгин подписал только… в марте 2020 года. И то после того, как нами было составлено обращение к новому министру строительства Карелии Россыпнову. При этом за год Ладыгин ни разу не приехал в Водлу и не посмотрел, как живут люди, обманутые властью, не поинтересовался – нужна ли им помощь?

К министру строительства Россыпнову мы обратились от имени паблика в начале марта, и, надо отдать должное, он сразу подключился, накрутив хвоста пудожским чиновникам. Ирина сообщила, какие материалы понадобятся для ремонта дома, министр договорился с депутатом Заксобрания от Пудожского района Доценко, весьма небедным человеком, который выделил часть средств на стройматериалы…

Всё пошло не по плану

И как это обычно бывает, все пошло не по плану. Привезенные материалы оказались либо не того качества, либо не в нужном количестве. А чего стоит одна их доставка в Волду. Оконные рамы везли из Санкт-Петербурга… Сначала супруги не начинали ремонт - ждали приезда опытного специалиста, так как помощников администрация не выделила. Сняли чистый пол и обнаружили, что черный в грибке, – стали искать доски. Тут треснула печь, посчитали – еще около 30 тыс. руб. потребуется – только на материал, не говоря уже о работе печника. Снова к министру, а у него, надо полагать, много государственных задач, помимо кирпичей для жителей Водлы…

И вот сегодня, 19 июля, когда ремонт по задумкам Ирины и Александра должен был подойти к концу, а он в самом разгаре. Сделана только одна комната, где размещаются впятером. Местная власть никакого интереса к многодетным не проявляет, помощи не предлагает… И не дай бог, если ремонт за лето не закончится, опека не станет предъявлять претензии к условиям, в которых живут дети.

Супругам осталось пригласить в гости главу Карелии Парфенчикова, который держит под контролем реализацию программы расселения аварийного жилья – пусть посмотрит на ее плоды в Пудожском районе. Говорят, в тесноте, да не в обиде. Заночевать есть где, а уж ягодные места, самые заветные, губернатору – любителю экотуризма – Ярошонок непременно покажут.

Недавно президент Путин объявил, что у России появился уникальный шанс обеспечить всех нуждающихся граждан качественным жильем. И это не первый шанс. Припоминается национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», реализация которого началась в 2008 году и неизвестно когда завершилась. Потом настал черед программы расселения аварийного жилья – его результаты нам тоже известны, а семья Ярошонок – ее жертва. И вот новый шанс, как бы его не упустить при таком-то исполнении на местах...

Нам искренне хочется помочь семье из лесного поселка Водла, где не смогла бы выжить ни одна городская семья, а сами Ярошонок в город ехать отказались, хотя им предлагали и такой вариант. "Там мы не сможем прожить", - реально оценивают свои возможности Ирина и Александр.

Оригинал