В сентябре в 11 районах Карелии пройдут 32 избирательных кампании, жителям девяти поселений придется решать, кому вручить исполнительную власть (глав поселений нужно избрать), и 28 депутатских мандатов остаются по сию пору вакантными, дожидаясь своих избранников. Предстоящую кампанию нельзя назвать сложной, но для региональных отделений партий опять наступает момент истины: они еще живы или уже нет?
На сегодняшний день, когда вы читаете эти строки, никаких сведений о проявлениях электоральной активности на сайте Центризбиркома Карелии не обнаруживается, и по единственной причине – самого предвыборного шевеления нет в природе политической жизни.
Поскольку традиционно наиболее интересными оказываются выборы на должности глав поселений, то я просмотрел все девять баз данных по выдвижению кандидатов и лишь на информационной площадке Шелтозерского поселения Прионежского район обнаружил фамилию единственного кандидата, загодя задумавшегося, точнее задумавшейся, о своем участии в предстоящих выборах. Намеревается вновь переизбираться нынешняя глава поселения Ирина Сафонова (заявлена как кандидат-«самовыдвиженец»). Пока — все других фамилий соискателей нет. Хотя, конечно, объявятся еще.
В поселковые советы депутатов идут точечные довыборы, здесь по одному-два мандата вакантны. Как обычно, какая-никакая конкуренция произойдет за места в органы городской представительной власти (в райцентрах). В Беломорском горсовете три депутатских места пустуют, в Кондопожском и Медвежьегорском – по два, и в Пудожском городском совете депутатов один мандат свободен.
Сортавальский излом
Нет в списке ожидания ни выборов главы города Сортавалы, ни депутатов здешнего горсовета. Здесь замечается некоторая неопределенность. Уже понятно, что 13 сентября выборы главы города Сортавалы не состоятся. Потому как нет больше такого города. Не спешите с опровержениями. Разумеется, город Сортавала (Сердоболь) как стоял, так и стоит на своем историческом месте, как и жители его живы и здоровы. Но прежнего муниципального образования, уж извините, больше не существует. С 3 июля сего года узаконен новый город Сортавала, в который к прежнему присоединено поселение Хелюля. И с юридической точки зрения это означает, что новое муниципальное образование продолжит славную историю прежней Сортавалы. В своем подавляющем большинстве новые горожане этого перехода и не заметят, но оно есть и довольно существенное с точки зрения организации местного самоуправления.
Принятый депутатами парламента Карелии 3 июля закон о преобразовании муниципальных образований «Сортавальское городское поселение» и «Хелюльское городское поселение» Сортавальского муниципального района Карелии ликвидировал прямые выборы главы «большой Сортавалы» и незначительно, но все же увеличил численность депутатского корпуса горсовета, два мандата добавилось к прежним 15, что и понятно, так как расширилась административная территория новой Сортавалы за счет поглощения Хелюльского поселения вместе с избирателями прежде самостоятельного поселения.
Впрочем, сама по себе организация представительной власти не меняется в Сортавале, а вот система исполнительной власти переживет сильную трансформацию (если переживет, эту оговорка чуть позже объяснится). Принятый республиканский закон отменяет всеобщие и прямые выборы главы города, устанавливая, что первый глава вновь образованного муниципального образования избирается на пятилетний срок представительным органом вновь образованного муниципального образования из своего состава, то есть депутаты горсовета из своего числа изберут градоначальника, который станет исполнять полномочия председателя горсовета. Одновременно исполнять полномочия главы местной администрации он не сможет. Эти функции разведены в соответствии с федеральным законодательством.
Еще одно существенное изменение предполагается в системе организации исполнительной власти, когда у Сортавальской городской власти не будет самостоятельной администрации. В Сортавале, как и во всех райцентрах Карелии, создадут объединенную районно-городскую исполнительную власть (общей станет администрация). Но тут надо обязательно оговориться, что при этом бюджеты муниципальных образований остаются самостоятельными. Иначе говоря, бюджетными деньгами города Сортавалы распоряжаться будут городские депутаты, а не объединенная администрация (это только исполнительный орган). Хотя для этого требуется самостоятельный депутатский корпус, понимающий свое непререкаемое верховенство в системе местной власти. Если таких депутатов не изберут в городской совет, то очень скоро он станет придатком к районно-городской администрации.
То, что я выше описал, — это законодательные предложения, которые могут быть реализованы, а возможно, и нет. Решить это должны сами жители Сортавалы. В принятом республиканском законе имеется пункт (ст. 7), где записано, что закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением той его части, которая как раз и устанавливает систему организации местной власти. У горожан имеется ровно месяц (с 3 июля пошло время), чтобы сформулировать свое отношение к объединенной администрации, к отмене прямых выборов главы города.
Если они не возражают против парламентского решения, то можно не шевелиться. Если же не согласны с тем, что у них отнимают всеобщие и прямые выборы главы Сортавалы, то нужно поторопиться с созданием инициативной группы горожан, которая займется организацией местного референдума. И как решат жители Сортавалы, а не депутаты Заксобрания Карелии, так тому и быть. Это как с недавними поправками к Конституции России. Законодательно они были приняты, но могли и не вступить в силу, если бы граждане страны за них не проголосовали. И здесь тоже: если инициативная группа будут зарегистрирована, если она сумеет организовать референдум, в котором примут участие более 50% «большой Сортавалы», тогда воля граждан станет законом, в том числе еще можно отстоять прямые выборы главы города. Против чего будет яростно выступать сторона губернатора, делая все для того, чтобы местный референдум не состоялся (для этого существует много административных подножек).
На этом муниципальном поле начинается сейчас в Сортавале законное противоборство. Кто победит, сложно сказать. К слову, с самой организацией референдума возникнут юридические закавыки, поскольку процедура его проведения регламентирована в Карелии неопределенно.
В настоящее время в новой Сортавале, поглотившей соседнюю Хелюлю, сохраняются два городских совета (деятельность обоих легитимна), по-прежнему действуют два органа исполнительной власти. Выборы в новый орган представительной власти еще не назначены, и точно, что 13 сентября они не состоятся. Хорошо, если их успеют провести до конца текущего года, где-нибудь в ноябре-декабре, а может так случиться что и на следующий год перенесут. И тогда «дуплетная» система организации власти в «большой Сортавале» продлится еще какое-то время.
В общем, город Сортавала еще некоторое время будет оставаться в эпицентре общественного внимания и публичной конкуренции местных групп влияния. Здесь происходит реальная борьба за власть, чего в других муниципалитетах Карелии давно уже нет. В республике конкуренцию повсеместно выжгли. Для стороны губернатора так комфортнее управлять административными территориями (все послушны на местах), для будущего районов и городов – это деградация системы власти, так как не формируется деятельная кадровая среда. И очень сложно во всех таких случаях искать баланс интересов, сочетая директивное управление с гражданским самоуправлением.