Краткий курс выживания при тоталитаризме
Тоталитарная система создает невиданные социальные лифты. Ты можешь стать руководителем региона, имея образование в четыре класса церковно-приходской школы. Ты можешь, не имея профильного образования, возглавить многотысячный коллектив ученых и инженеров. И так далее. Условий всего два: быть преданным партии и беспощадным к ее врагам.
Вот тут и кроется засада. Линия партии – не прямая, устремленная в небеса. Она извилиста, и еще как извилиста. Сегодня он лучший друг, завтра по самые помидоры, потом опять лучший друг, а потом нож в спину. Сегодня он любимец партии, а завтра – право-левое фашистское отребье. Сегодня Испания, завтра Польша, а послезавтра 1941 год. Сегодня ты племянник могущественного министра внутренних дел и никто тебе слова поперек не скажет, а завтра он расстрелян как английский шпион, а тебя запихнули в пожизненную ссылку в деревню Ключи Ачинского района. Да, конечно, мы видели множество великолепных примеров переобувания на лету, но многие не успели и улетели сильно не туда, многие вообще на тот свет.
Вот анекдот 30-х. Сидят в камере трое.
- Ты за что сидишь?
- Я Радека ругал.
- А ты за что?
- Я Радека хвалил.
- А ты за что?
- А я и есть Радек.
Так что я бы не рекомендовал делать карьеру при тоталитаризме. Ну да, лифт быстро идет вверх, но еще стремительней падает потом вниз. И чем больше ты активничаешь, тем больше возможностей у твоих врагов припомнить тебе, что ты хвалил не того или ругал не того. А если ты решил делать карьеру при тоталитаризме, то твоим врагом будет каждый: таких, как ты, бесталанных и недалеких умом – легион, и каждому хочется подняться.
Не суетись под клиентом, лежи тихо и подвякивай негромко. Может, и выживешь.