Проблема замены оригинальных препаратов на дженерики остается актуальной для большинства пациентских организаций, начиная с принятия закона о госзакупках, когда основным критерием закупки любого товара (под которое подпадают в том числе любая медицинская техника и лекарственные препараты) стала цена. Если коротко, то на аукционах и торгах выиграет тот поставщик, который предложит товар с наименьшей ценой. Если, к примеру, в строительной сфере или сфере ЖКХ этот закон зарекомендовал себя больше с положительной стороны, то в сфере здравоохранения так сказать сложно. Дело в том, что лекарственные препараты, имея одно и тоже химическое вещество, оказывают разный терапевтический эффект. И порой такой эксперимент по переходу одного препарата на другой стоит не только здоровья, но и жизни пациенту.

В этом году с этой проблемой впервые были вынуждены столкнуться общественные организации пациентов с сахарным диабетом. Речь идет прежде всего о замене проверенных годами инсулинов на сомнительного качества биосимиляры отечественного производителя. Естественно, как водится у нас в стране, не без политической окраски. Началось все с массированного вброса рекламы, подключения ведущих "светил" в сфере медицины. Разумеется, все это осуществлялось без каких-либо серьезнейших клинических испытаний.

Интересную схему "добровольно-принудительной" замены придумали в Удмуртии. Скорее всего, не без указки Минздрава Удмуртии. Рассмотрим конкретный пример. У ребенка с сахарным диабетом и находящимся на помповой инсулинотерапии имеется на руках врачебное заключение о необходимости продолжить лечение инсулинами по торговому наименованию. На основании этого заключения было подготовлено обращение в адрес поликлиники по месту жительства с требованием провести врачебную комиссию и назначить препарат по торговому наименованию. Дальше начинаются странности. Родитель ребенка приглашается в совершенно другое медицинское учреждение на проведение консилиума.

С этого момента начинают возникать логические вопросы, на которые хотелось бы получить внятный и четкий ответ.

1. Если обращение было направлено в поликлинику по месту жительства с требованием о проведении ВК, тогда почему инициативу по проведению консилиума проявляет совершенно другое медицинское учреждение?
2. Врачебная комиссия по назначению препарата по торговому наименованию - это полномочия того медицинского учреждения, где осуществляется выписывание рецепта и назначение препарата. Все заключения других медицинских учреждений, равно как и врачебных комиссий, носят исключительно рекомендательный характер
3. Только к полномочиям врачебной комиссии относится вопрос назначения препарата по торговому наименованию, входящего в льготные лекарственные перечни. Консилиум же рассматривает немножко другие вопросы. В частности, назначение препаратов, не зарегистрированных на территории РФ. Инсулины к таким препаратам не относятся - они все зарегистрированы.

В этой истории пока очень много белых пятен. Но становится очевидным, что в очередной раз медицинские работники становятся инструментом в чьей-то очень умелой политической игре. Там, где нет совести, справедливости и пациентоориентированности. А есть только стремление быстрой наживы и экономии на самом ценном - здоровье и жизни пациентов.

Оригинал