Дорогие читатели, хочу поделиться своим мнением по поводу шокирующих первых данных по результатам “поправочного голосования” в Республике Коми.
Сначала будут факты, потом мои предположения.
Факты
Система «ГАС „Выборы“», в которую вносятся данные с избирательных участков, есть в каждой территориальной избирательной комиссии (ТИК), которые формируются, как правило, в городских и районных центрах. Сыктывкарская ТИК, например, находится в здании городской администрации. Я был в ней с правом совещательного голоса в 2018 году.
С недавнего времени (в Коми с 2017 года) данные в систему «ГАС „Выборы“» вносятся не вручную с итоговых протоколов, а посредством QR-кодов, чтобы исключить ошибку оператора при вводе. На каждом протоколе и его копии сейчас присутствует код из квадратиков. Повторюсь, ошибки при вводе в систему быть не может. Это уже далеко не первое голосование в Коми с такой системой ввода информации.
Пресс-конференция в ЦИК начинается в 21:00, когда закрылись последние избирательные участки в стране (в Калининградской области). У нас в это время уже час как все УИКи закрыты и в них подсчет либо идет, либо закончен (если участок маленький или снабжен средствами автоматизированного подсчета — КОИБами или КЭГами). Из первых рук знаю, что первыми сдавать бюллетени и протоколы в ТИК приезжают участковые комиссии из больниц (очень мало избирателей) и участки, снабженные КОИБами и расположенные в центре города. Все хотят “сдаться” как можно раньше, чтобы разойтись по домам, поэтому страшно торопятся.
В каждой отдельно взятой ТИК картина голосования через час совершенно непонятна, ведь данные только-только начинают поступать. Республиканский избирком (как и любой другой в стране, включая саму ЦИК) до 21:00 картину по европейской части тоже не знает. Она начинает формироваться в тот момент, когда они рассаживаются на своей пресс-конференции. Формирование и выгрузка происходят автоматически. И что вся страна видит?! Правильно.
Обратите внимание, что по части регионов в Европейской части вообще данных нет. А в Республике Коми 5,2(!)% протоколов (не избирателей, а УИКов!) и 69% против поправок на 21:00. Представляю, как они все охренели?! В республике примерно 640 участковых комиссий, значит, в систему к 21:00 попали данные 33 участков. Это по одному-два на каждую ТИК (в Коми их 21). Как я говорил выше, это либо больницы (где не было недельных хождений по дачам и домам), либо участки с автоматизированным подсчетом в центре города. Причем вторые по численности избирателей в разы (а то и в десятки раз) превосходят первых. Пара таких участков могут разительно изменить картину голосования.
Предположения
Примерно в 21:05 по Москве всем ТИКам в Коми запретили вводить в «ГАС „Выборы“» данные, сильно отличающиеся от среднероссийских. Одновременно с этим определили уже введенные “аномальные” участки и приказали пересчитывать. Процедура позволяет это делать по решению вышестоящей комиссии, особенно для участков с КОИБами. А как умеют пересчитывать наши избиркомы, мы все хорошо помним по 2011 году.
Привет Шабаршиной на зону и Хорунжему, который на свободе (видел его 30 июня выходящим из здания Госсовета, где находится республиканский избирком).
Резюмирую
Доверия к избирательной системе России вообще и Республике Коми в частности как не было, так и нет. И нам нужны наблюдатели на предстоящих осенью выборах Госсовета и Главы.