Николай Тихонович Плетнёв в бытность свою председателем облизбиркома рассказал однажды смешную историю о том, как он ездил в Англию посланцем ЦИК России в качестве наблюдателя на парламентских выборах. Был такой период - к нам из Европы приезжали, наши туда ездили наблюдать. Помнится, забавный француз в Белгород приезжал от Евросюза.

Веселый такой: а куда можно поехать, спрашивает, где у вас можно наблюдать? Говорю ему: мсье, куда хотите, туда и поедем. Мы его весь день возили по области, посетили с десяток УИКов. Гостеприимством блеснули, а как без того? В общем, француз остался невероятно довольным. На итоговой пресс-конференции сказал, что он таких безукоризненных выборов не видел нигде. Если бы, подчеркнул отдельно, в Европе выборное дело было так организовано, там бы жизнь была совсем другая. Мы его проводили на поезд, обменялись визитками и расстались чуть ли не друзьями.

А Николай Тихонович рассказал нам ужасы про выборы в Англии. Сидит он, значит, на одном из избирательных участков в каком-то графстве, наблюдает. Приходит, говорит, мужик и подает комиссии пять паспортов, а ему выдают пять бюллетеней. Николай Тихонович, что естественно, сильно удивился и спросил у тамошней комиссии: что это такое, как можно так? Наблюдателю из России пояснили, что мужчина взял документы у жены, тещи, брата и двух соседей, которые попросили его проголосовать, поскольку сами не имеют на то свободного времени.

В Англии такой вариант допускается. Главное, что человек предъявил документ, без него бюллетень не дадут. Хорошо, воскликнул Николай Тихонович, пусть так, но каким образом этот избиратель будет голосовать за пятерых? Как он проголосует, за кого?

Россиянину и тут пояснили, что люди, передавшие их представителю паспорта, а равно водительские удостоверения, что там приравнивается, сказали ему, как он должен за них проголосовать, что он и сделает, поставив в бюллетенях нужные отметки. «А если он не так проголосует, если зачеркнет не те клетки?» — прямо-таки удивился на наивных англичан Николай Тихонович. Но ему сказали, что это исключено. «Да почему же!» — воскликнул посланец России на выборах в Англии. А потому, сказали английские товарищи председателю нашего облизбиркома, что мужчина джентльмен и не может себе такое позволить.

После этого, вспоминал Николай Тихонович, он вышел на воздух, потому что нашему человеку становится душно, когда он видит, как у них организованы выборы.

Вот теперь вам должно быть понятно, почему француз из ЕС так восхищался, что правда, нашими выборами и называл их образцом законности и честности.

А сейчас пару слов про голосования по поправкам в Конституцию. Многое тут нам удивительно, ибо впервые проходит то, чему нет даже названия. Не выборы, не референдум, а что? Голосование! А где в законе прописано? А в законе нет, голосуем как бог на душу положит - на пеньке, на лавочке возле подъезда, на избирательных участках, прямо у ворот возле двора. А почему нет? Если избиркомы всех уровней пошли к людям, то почему это плохо? Почему мы сразу начинаем говорить о подтасовках, вбросах, фальсификации и т. д.? Неужто у нас ни одного джентльмена нигде?

Это правда, с джентльменами у нас кое-где ощущается дефицит. Но вы успокойтесь, сограждане: если надо вбросить, там вбросят когда надо и сколько надо, и уж точно они не станут этого делать посреди улицы у всех на виду. А потому к новым форматам голосования, когда члены избирательных комиссий идут прямо к людям по месту жительства с бюллетенями и переносными урнами, претензий нет. Их и быть не может!

Поправки в Конституцию Госдумой приняты, Совфедом одобрены, президентом утверждены. Это давно уже Конституция, Основной закон и никак иначе. А зачем тогда голосование? Зачем весь это спектакль с избирательными урнами возле обычных урн, что рядом с лавочкой у подъезда?

Интересный вопрос. Видится нам, что тут не в итогах плебисцита главный смысл, они всем известны. Кстати, закон всемирного тяготения тоже можно вынести на всенародное голосование, и вряд ли все безоговорочно его одобрят. Но в чем тогда здесь главная фишка?

Их тут не одна. Во-первых, еще более явно обозначилась пятая колонна, и теперь вопросов по ним ни у кого нет.

Во-вторых, мы увидели, что власть, особенно, на местах совершенно не способна ничего противопоставить протестным настроениям, не владеет информационными потоками и полностью утратила инициативу в части формирования повестки дня.

В-третьих, никто на местах представления не имеет, что будет завтра, когда обнародуют итоги голосования. Власть совершила грубую ошибку, отдав вопросы общественного контроля за ходом голосования марионеточным общественным организациям. Они, со своим нулевым общественным весом, ничего не смогут сделать, если вдруг, не дай бог, поднимется улица и народ выйдет, условно говоря, на Болотную площадь.

И это хорошо! Грядут куда более серьезные испытания для все нашей общественно-политической системы, а то и самой государственности, так лучше слабые звенья обнаружить сейчас и заменить их.

Разумеется, итоги голосования по поправкам и реакция на них разных слоев общества наложат свой отпечаток на предстоящие в сентябре выборы областной думы. Следует ожидать, что политическая обстановка будет сложная, и рассчитывать на легкую победу никому не рекомендуется.

Оригинал