Главная проблема экономики - это восстановление потребительского спроса. Быстро не получится. Выход из кризиса будет долгий и ступенчатый. В лучшем случае процесс займет несколько лет. Это будут годы максимального социального напряжения.

Суть вопроса в том, что преодоление кризиса возможно только при консолидированном обществе, когда люди понимают, какие меры будут предпринимать власти.

Вот здесь-то и зарыта собака. Выйти из рецессии за счет бюджета не получится, как ты его ни перераспределяй. Он, в отличие от гаранта, обнулится частично, процентов на 30. Региональные кошельки — еще больше. Увеличить его за счет девальвации рубля — идея так себе. Она к проблеме дефицита добавит только проблему инфляции, чем просто сведет на нет все усилия.

Сокращение бюджета уже само по себе сокращает потребительский спрос. Можно было бы занять денег на международных рынках, но хрен дадут. Выпускать бесконечно ОФЗ, поднимать ставки дохода и заставлять банки их покупать приведет к ситуации 1998 года.

Куда ни кинь — везде клин.

Обычно в таком положении правительство вынуждено снимать административные, налоговые и регуляторные барьеры. Обескровленный бизнес не сможет восстановиться, если это не будет сделано. Легко сказать, но трудно выполнить, власть категорически не хочет отпускать удавку с шеи предпринимателей. 20 лет душили-душили, а теперь возьми да отпусти, нет уж, дудки. Это ж что же получается, сначала им петлю снять, а потом они скажут: давай суды реформируй — ни фига, обойдутся.

Вот так кризис закручивается в спираль, как в воронку.

До конца лета народ будет приходить в себя после карантина, а к осени люди осознают, какое будущее их ждет.

Ужесточение режима приведет только к социальным потрясениям. Даже если власти удастся их погасить репрессиями, они не закончатся, а будут возникать снова и снова на разных территориях.

Тут главное — смотреть в оба, как бы лихие чуваки новую войну не начали, типа она все спишет. Ну да, получится, как в старом анекдоте про вождя индейцев и внутренний голос.

Оригинал