Вот тебе, бабушка, и диффузный зоб.
Доступность медицинской помощи в Ярославской области – дело практически решенное. Конечно, в том случае, когда у пациента есть деньги. В противном случае спасти может только здоровье, данное от природы.
В этом смысле мало что поменялось с тех пор, когда классик сатирического жанра Михаил Жванецкий впервые произнес со сцены:
- Вам не повезло – специалист, который лечит, в отъезде. Но есть второй — не хуже… Нянечкам, сестрам обычно платят, но они ухаживают и так. Поэтому я вам советую подождать специалиста, договориться с нянечкой и заплатить. Но можно этого и не делать. Если вас не интересует результат.
Так вот – результат интересует. Но почему-то – только больных.
Для примера возьмем историю ярославны Валентины Г., пенсионерки, которой далеко за 80. Несколько лет назад ее состояние сильно ухудшилось: давление постоянно зашкаливало за 180, самочувствие было соответствующее: слабость, тошнота и головокружения. Участковый терапевт разводила руками и делала большие глаза: что ж вы, бабушка, хотите, при таком возрасте? Спасла Валентину Г. ее родная дочь и сеть Интернет. Проштудировав кучу страниц медицинской направленности, дочь заподозрила у матери поражение щитовидной железы.
В районной поликлинике терапевт с радостью отправил пациентку на консультацию к специалисту. Очередь на прием к нему составляла около трех недель, а приходить нужно было с определенными анализами, направление на которые должен был дать тот же специалист. В такой ситуации оставалось одно: бежать в профильную больницу и там за собственные деньги делать все то же самое: анализы, осмотры и назначения, но с такой скоростью, которая позволяла надеяться на спасение жизни больной.
Примечательный факт: эндокринологи есть во многих больницах и поликлиниках Ярославля. Но лучшие из них работают в больнице РЖД. Возможно, потому, что и кафедра государственного вуза – ЯГМУ – почему-то находится тут же, в ведомственной больнице. То есть железнодорожников со всей СЖД тут лечат бесплатно и без очереди, а остальных пациентов – либо за деньги, либо по остаточному принципу. По счастью, пенсионерке удалось попасть во вторую категорию – и после всех приемов и обследований, произведенных, естественно, на платной основе, ее госпитализировали на основании полиса ОМС. И даже вылечили – насколько это позволяла картина болезни и ее стадия.
К сожалению, это не окончание истории, а фактически только ее преамбула. Через три года у Валентины Г. снова ухудшилось состояние. Но на сей раз обследование показало, что диффузные поражения щитовидной железы зашли так далеко, что весь орган, по сути, состоит из одних узлов. Биопсия, к счастью, показала, что узлы не являются злокачественными образованиями. Но даже с учетом этого счастливого обстоятельства в этой ситуации путь оставался один. С медицинской точки зрения – два. Первый – операция по удалению щитовидной железы. Ее делают в Ярославле, в той же железнодорожной больнице. Просто в этом случае доверить операцию можно только лучшему специалисту. Стоит такая операция 50 тыс. руб.: три пенсии Валентины Г., причем для Ярославля это не самый худший вариант, гораздо чаще пенсии и куда меньше. Второй – разрушение щитовидной железы радиоактивным йодом. Эту процедуру делают только в Москве. На нее можно получить федеральную квоту, которую нужно подождать. Кроме того, она требует трех визитов в Москву, что для женщины в возрасте за 80 крайне сложно – как по финансовым, так и по сугубо физическим причинам. Эта история развивалась в январе-феврале нынешнего года. И когда все, кроме денег, уже было готово к операции, случилась эпидемия коронавируса. Ярославские больницы перестали оказывать как плановую амбулаторную помощь, так и проводить операции по жизненно важным показаниям. Таблетки и уколы пациентке уже практически не помогают, но она – держится, преимущественно силой надежды. На то, что российская медицина создана для того, чтобы помогать всем без исключения – исходя из потребностей пациента. Увы, но эта отрасль человеческой деятельности в нашей стране теперь входит в сферу услуг. А в ней давно царят рыночные отношения: медпомощь доступна тем, кто может заплатить. Тут, правда, есть вопрос: зачем в этом случае каждый работодатель платит социальные взносы и пополняет фонд ОМС? Ну, наверное, для того, чтобы областной департамент здравоохранения делил деньги по программе, забыв, что главная его обязанность — создание условий для сохранения здоровья и оказания медицинской помощи, и лучше профилактической.