Посмотрите, интересное вокруг Telegram. В течение июня произошли следующие события:

1. ЕСПЧ вынес решение по первому российскому делу о попутной блокировке, по сути поставив вне закона технологию блокировки сайтов по IP-адресу. Дело лежало в суде 6 лет (Харитонов). Нигде в Европе такая технология блокировки сайтов не используется, практикуется блокировка конкретной страницы и спорного контента с возможностью последующего возвращения доступа.

2. ЕСПЧ вынес решение по группе дел о судебных и внесудебных блокировках сайтов. На основании решений судов были заблокированы ресурсы правозащитного проекта «Роскомсвобода» и публицистический сайт razumei.ru. Внесудебным блокировкам подверглись онлайн-СМИ — «Каспаров.Ру», «Грани.Ру» и «Ежедневный журнал». ЕСПЧ признал блокировки «по совокупности» в отсутствие эффективных процедур пересмотра и восстановления доступа необоснованными. Блокировка всего сайта СМИ ЕСПЧ приравнял к запрету выхода газеты или прекращения вещания ТВ. Этими решениями необоснованными признаны обе используемые в России технологии — и судебной, и внесудебной блокировки сайтов. Во всех случаях инициаторами блокировок была прокуратура.

3. ЕСПЧ коммуницировал, то есть уведомил власти о начале рассмотрения и предложил представить свою позицию, дело о коммерческом онлайн-сервисе, пострадавшем в результате попыток властей блокировать трафик Telegram. Все по той же технологии блокировки IP-адресов. Только во время охоты на Telegram власти блокировали миллионы IP-адресов, в результате чего от признанных неправомерными попутных блокировок пострадали тысячи «мирных» ресурсов. Дело «Живой фотографии» дошло до коммуникации всего за год.

4. Роскомнадзор по согласованию с Генпрокуратурой принял решение разблокировать Telegram. Власти сослались на активную борьбу мессенджера с террористическим и экстремистским контентом. Об этом Павел Дуров написал в своем канале в начале июня.

По сути, ЕСПЧ одним махом признал outlaw все основные, применяемые уже восемь лет способы блокировки интернета в России, в результате чего миллионы ресурсов находятся в черных списках. Инициатором блокировок могут быть самые разные органы (полтора десятка), исполнитель всегда один — Роскомнадзор. Напомню, что в 2020 году сменились главы и Генпрокуратуры (пришел Игорь Краснов), и Роскомнадзора (пришел Андрей Липов).

Будь я конспиролог, мне бы показались эти события связанными между собой.

Оригинал