Этот вопрос мы задали двум десяткам пермяков, которым, как нам представлялось, есть что сказать.
Публикуем следующие 3 ответа:
Евгений Сапиро, экс-министр региональной и национальной политики, почетный профессор Пермского классического университета:
«К сожалению, по этой проблеме настолько противоречивые мнения даже у профессионалов, что я так и не определился: за «красных» я или за «белых»».
Вячеслав Раков, доцент кафедры всеобщей истории Пермского классического университета, кандидат исторических наук:
«Начнем с самой ситуации, чем она грозит обществу в целом и граждански активной части? Она грозит, конечно, ужесточением контроля со стороны представителей власти и власти в целом. Этот тренд не только российский, на мой взгляд, то же самое происходит в мире. Происходят серьезные сдвиги, роль IT‑технологий усиливаются, и это почти с неизбежностью ведет к тому, что контроль за человеческой жизнью будет все усиливаться и усиливаться. Я не знаю, можно ли этого избежать. Боюсь, что нет. Можно говорить о степени ослабления этого контроля. Но то, что он будет усиливаться – у меня никаких сомнений нет. И это касается не только России. Поэтому гражданское общество, понимая это, осознавая это, должно разумно сопротивляться. Нужна какая-то мера. Вот этот тренд запущенный должен развиваться в соответствии с чувством меры. У каждого общества эта мера разная: у России – она своя, у других она тоже – своя. Мы должны разговаривать с властью, а власть со своей стороны должна понимать, что происходит. Она должна понимать границы своей компетенции. То есть нужен диалог между властью и гражданским обществом. Было бы хорошо, если гражданское общество заговорило об этом, а оно, кстати, уже заговорило - я уже слышал на различных каналах, что люди очень волнуются, их волнует проблема цифрового рабства. Если власти будут знать все про каждого человека, то с нами можно будет сделать все, что угодно. Каждый человек становится абсолютно незащищенным, его можно будет уничтожить не физически, а информационно. А самое страшное – власть имущие получат возможность торговать информацией о нас, продавать эту информацию за деньги. Это отвратительно и омерзительно. Это очень страшно. Это очень пугает. Как этого не допустить? Только через диалог общества и власти. Мы должны понимать опасность, мы должны разумно, в рамках закона, заявлять об этом власти. А власть со своей стороны опять же, не нарушая мер, она должна отвечать за то, чтобы люди не превращались в цифровых рабов. Именно этого я бы пожелал нашей власти. Это очень важно. Сейчас власти усиливаются, и моральная ответственность власти тоже должна усиливаться. В настоящей ситуации власть должна быть морально ответственной. Если в том или ином обществе не будет морально ответственной власти, может наступить коллапс. Люди просто взвоют и выйдут на улицы. Такой ситуации в нашем обществе еще не было. Сейчас она возникает. Мы действительно начинаем жить в новом мире».
Михаил Касимов, председатель регионального отделения Партии народной свободы ПАРНАС:
«Я не буду ничего советовать власти — это власть незаконная, преступная и должна сама отвечать в уголовном порядке. Ей советовать нечего. Путинский режим фактически разделил общество на сословия, и наглядно продемонстрировал это деление на фоне коронавируса.
Власть под предлогом пандемии лишила людей абсолютно всех прав за пределами дверей своей квартиры. Да и то предоставила право правоохранителям взламывать двери и стрелять без предупреждения в тех, кто шевелится. Все остальное – выход из квартиры, прогулка, посещение магазина, – человек может делать только по разрешению. То есть, для власти это самое милое дело. Плюс к этому — цифровой или электронный контроль, когда человек сам должен на себя доносить, и я этого говорю уже про Москву. В общем, для государства сложившаяся ситуация — это самое лучшее, они этого уже не захотят отменять. То есть они, конечно, будут ослаблять режим, но сам по себе принцип, когда на любое действие нужно получить разрешение — он им понравился. И дальше они его будут претворять в жизнь во всем. Понятно, что Россия отличается тем, что в ней любой из законов компенсируется его неисполнением. Фактически да, люди массово не выполняют предписания по маскам и перчаткам, но сложившаяся система позволяет в любой момент кого надо выдернуть из толпы и кого надо наказать. И вот это произвол, суть этого режима. Не исполняемый закон всегда держит население на крючке. Кого надо можно наказать, у кого надо – забрать имущество.
Главное для гражданского общества — бороться не с коронавирусом, а с повесткой, навязанной режимом, под предлогом коронавируса:
1. Режим на наших глазах растаскивает остатки общественных финансов. Идет массовое обнищание. На сегодня главным требованием общества должно стать "Деньги всем и поровну!" Никакая иная схема на сегодня не может быть реализована. При любой другой схеме распорядители финансов деньги стырят.
2. Бороться нужно именно с властью. Последняя использовала коронавирус как повод для борьбы с людьми. Общество должно точно так же коронавирус использовать, как повод для возвращения всего объема конституционных прав и отстранения узурпаторов от власти.
Все остальное — обсуждать и предлагать регулировать прогулки… это просто «мечта» для хозяев этой жизни! Гражданское общество добилось права регулировать прогулки! Ребят, у вас забрали все права. Абсолютно все права, данные конституцией. И вы бьетесь за то, чтобы вам разрешили регулировать прогулки? Власть от этого только радоваться будет.
В заключение – никакого сотрудничества с властью, этот политический режим должен быть ликвидирован, а его представители – понести заслуженное возмездие».