Похороны Владимира Грушина в Чемодановке

За несколько дней до годовщины конфликта русских и цыган мы с Женей Малышевым снова побывали в Чемодановке, чтобы написать журналистский текст на "7х7", как живет село спустя год после тех событий. 

В прошлом году после того, как в Чемодановке произошла массовая драка цыган с русскими 13 июня - мы провели в селе несколько дней. Были на похоронах погибшего в драке сельчанина, 33-летнего Владимира Грушина. Его вышло хоронить все село. Это были довольно сильные эмоции даже для его сослуживцев-погранцов, которые прошли "горячие точки". Потом несколько дней были разборки с властями, заявления губернатора Ивана Белозерцева, что во всем виновата Америка, приезжали СК, прокуратура, началась история про выселение цыган. Журналистов, естественно, на встречи не пускали, а чемодановцы только и скандировали: "Выселяй, выселяй!"

Потом мы ездили искать этих самых выселенных цыган в Астраханскую область, нашли и даже пообщались, сидя на полу вместе с ними, их многочисленными детьми, мухами и клопами. 
К концу лета страсти поутихли: цыгане, по слухам, вроде начали возвращаться в свои дома в Чемодановку и соседние Лопатки. С тех пор про Чемодановку как будто забыли. 

Когда мы ехали делать материал в этом году, у меня в голове звучала одна фраза: "Если ничего не изменится, значит, Володька погиб зря". Это сказали на могиле в день похорон его сослуживцы из боевого братства погранцов. И эта фраза все время была у меня в голове, пока мы готовили материал. Через нее, как лакмусовую бумажку, и стоит оценивать то, как живет Чемодановка в 2020 году.

Похороны Владимира Грушина в Чемодановке

Семья погибшего Владимира Грушина долго отказывалась общаться с какими бы то ни было журналистами: "У нас таких 99 было до вас, вы - сотые. Вы все пишете, пишете, а нам какой от этого толк?". У матери Владимира пенсия 10 тысяч рублей, после всех платежей и счетов (ЖКХ и кредиты) у нее остается тысяча. Поминки на годовщину сыну делать не на что, помочь некому. Белозерцев был только раз: сразу после той драки, помог погасить кредит сестре Владимира на дом. На этом все - за год никто из властей о Грушиных не вспомнил.

Мы обещали помочь им со сбором средств. Сначала мать и сестра Владимира наотрез отказались от такой затеи - просить помощи, по их словам, «это стыд и позор». Это отчасти понятно: люди в деревнях и селах всегда были с каким-то особым внутренним достоинством.

«Как-нибудь мы о-бой-демся», – отчеканила Галина, но потом добавила: «А что, может и правда, люди помогут?». Поэтому оставляем реквизиты для перевода денег на карту Сбербанка: Грушина Галина Васильевна, 2202 2025 3511 1250

Чтобы Грушины все-таки провели поминки на годовщину гибели сына (14 июня), поверили в гражданскую солидарность, нормальную человечную журналистику и просто в людей.