Где мы находимся? 

2020 год. Ненецкий автономный округ. Округ стоит на грани принятия решения об объединении с Архангельской областью. Нефтяной сектор промышленности целиком и полностью ориентирован на нефтедобычу с ее последующим вывозом в сыром виде, а слабое внутреннее потребление и дотации позволяют существовать сельскохозяйственной отрасли, рыбная промышленность, кроме внутреннего потребления и вылова атлантического лосося в период нереста, фактически отсутствует. 

Транспортная инфраструктура лежит «брошенная» с 2004 года, с приходом Баринова и зачистки местных кадров принято решение о приоритете ремонта существующей инфраструктуры в Нарьян-Маре. В 2020 году округ не имеет круглогодичной связи с Большой землей, вследствие чего все цены на товары, материалы и услуги выше, чем в соседних регионах с транспортной доступностью; кроме того, сложная логистика влияет на качество и ассортимент завозимых товаров. 

В продаже вне региона для производителя товаров местного производства, например мяса и рыбы, нет необходимости. Высокие цены на продукты высшего качества продиктованы строгой ориентацией производителей на местный рынок, который сформирован в том числе посредством постоянных дотаций сельхозпроизводителям. Как это ни может показаться странным, но именно высокие дотации порождают высокие цены на конечную продукцию, также этому немало способствует отсутствие конкуренции со стороны Большой земли и возможность сбывать товар в других регионах. Некий статус-кво и баланс интересов внутри округа. 

Нарьян-Марский морской порт скорее мертв, чем жив, деревообрабатывающая промышленность разрушена. В Нарьян-Маре пробки, очень много машин, при этом транспортной инфраструктуры нет - от слова совсем, достаточно посмотреть статистику количества машин на километр дорог. Строительство дублирующей полноценной дороги, вдоль которой можно было бы осуществлять развитие города, «похоронено» десятилетия назад. 

«Добрая» половина занятых напрямую зависят от бюджетных средств. Полный разрыв механизмов взаимодействия жителей и власти. Пока есть государственные рабочие места и небольшой рынок местных услуг и торговли, баланс интересов устраивает всех. Никакого развития - чистое «проедание». 

В округе отсутствуют проектные институты, связанные с разработкой нефти и газа, нет независимых сервисных или буровых компаний, за исключением небольших филиалов крупных нефтедобывающих организаций, работающих в округе по большей части вахтовым методом непосредственно на месторождениях и транспортных терминалах. Нарьян-Мар исключен из промышленных и логистических цепочек в подавляющем большинстве реализуемых проектов. 

Самая активная часть выпускников школ, не менее 50% старается поступить в вузы и уехать из округа, не возвращаясь. Возвращается не более 15–20% от уехавших. Причина трудовой миграции в отсутствии личностного и профессионального роста: максимум на что можно рассчитывать – это карьера в государственном учреждении с отсутствием амбициозных профессиональных целей. Нет проектов – нет притока профессионалов и, как следствие, постепенное вымывание традиционных направлений перспективного развития округа. 

В округе отсутствуют прямые выборы губернатора, кандидатуру губернатора утверждает Законодательное собрание. 

Что происходит? 

На округ уже давно смотрят с недоумением, разговаривать не с кем, те представители элиты, которые есть, удовлетворены балансом сложившихся сил, жители фактически не участвуют в создании регионального продукта. Однако быстро меняющаяся в стране ситуация, обострение борьбы за сокращающиеся ресурсы и немногие перспективные проекты в области освоения углеводородного сырья и способов его доставки нарушают статус-кво. Теперь это исключительно технический вопрос – окончательно отключить Нарьян-Мар от механизмов бумажного принятия решений по освоению ресурсов и территорий, располагаемых в границах Ненецкого автономного округа. Все проще решать через одну точку, будь она в Архангельске или Сыктывкаре. Меньше надстроек, меньше выборов, меньше людей, с которыми необходимо проводить работу. 

Кто виноват? 

Мы с вами, все жители округа. 

Вот основные причины: 

1. Не участвовали в общественной жизни. 

2. Не участвовали в политической жизни. 

3. Не участвовали в экономической жизни. 

Жители округа делегировали все полномочия своим «избранникам», не ходя на выборы или не пытаясь выяснить, кого они выбирают, как эти люди собираются развивать округ, как они отчитываются о результатах проделанной работы. Сотни непонятных проектов и мероприятий, с непонятными названиями и непонятными результатами, действительно, как тут разберешься? Деньги выделяются, работа кипит, ширма в виде красивых презентаций трясется, за ней что-то происходит. А что на выходе? Красивые крыши и фасады новых домов с отремонтированными дорогами 50-летней давности. Кто в этих домах будет жить через 20–30 лет? Какие специалисты и чем они будут заняты? Посмотрите, как реализуются проекты в Саббете и Мурманске. Вахтовый поселок за забором с колючей проволокой, привозные рабочие отработали-уехали, весь управляющий персонал и офис в Москве. Та же участь ждет и округ. 

Что сделали в округе за последние 15 лет для его развития? Может быть, у нас проходят международные мероприятия с толпами туристов? Может быть, у нас лучшее в России образование? Создали инфраструктуру для развития? Лидируем в области нефтесервиса или бурения? Продолжать можно до бесконечности. Хороших ответов не просматривается. Мы не знаем, куда и как расходуются средства регионального бюджета, не знаем, как формируется его доходная часть, не понимаем, как мы будем жить через 5, 10, 30 лет. Мы делегировали свои полномочия и решили, что какие-то «дядьки» в костюмах решат все на наше благо, не спрашивая у них, что и зачем они делают? Поэтому не нужно винить красивых «дядек» и «тетек», нужно «начать с себя», с работы над ошибками. 

Что делать? 

Мобилизовать все резервы. Сделать это, чтобы предложить альтернативный вариант развития округа. Лично участвовать в общественной и политической жизни. Хоть чем-то, ежедневно. Инструментов достаточно. Приведу в пример ситуацию с подписанием листов против объединения Архангельской области и НАО, наименее активно высказывают свою гражданскую позицию бюджетники, работники МЧС, сотрудники МВД и других государственных структур, указывают на негласные распоряжения публично не высказывать свою гражданскую позицию, особенно в соцсетях. Но если вы сегодня боитесь всего лишь высказывать свою гражданскую позицию законными способами, в том числе подписанием под обращением к представителям государственной власти, то как вы будете формировать будущее округа, влиять на решения, которые кардинально меняют вашу жизнь? А если завтра скажут проголосовать за объединение, да еще и доказать это, что будете делать? Тоже бояться? А чего бояться? При таких темпах в округе ничего не будет через пять-семь лет. Может быть, даже быстрее. Ни хорошей работы, ни достойной медицины, ни будущего. Будущего уже нет, нам это «непрозрачно» объяснили. Тем, кто недопонял, объяснят после поправок в Конституцию. И сейчас, выбирая между невинным гражданским действием и непризнанием реальности происходящего, каждый для себя определяет меру своей ответственности того, то происходит с округом. 

Вероятность успеха в отстаивании интересов округа. 

Реализовать альтернативную (внедряемой «вахтовой») стратегию развития округа на ближайшие 20–30 лет будет очень сложно, и у этого есть несколько причин: 

1. Отсутствие прямых механизмов воздействия на принимаемые решения. Нет прямых губернаторских выборов, Законодательное собрание будет функционировать еще два года, до следующих выборов. Нити конструктивного воздействия на законодательную и исполнительную власть давно потеряны, еще где-то в прошлом десятилетии. 

2. Отсутствуют независимые СМИ, за исключением нескольких пабликов в соцсетях. 

3. Верховной власти не с кем разговаривать в округе, да и не о чем. По вертикали просто спускают решения, которые «избранники» должны реализовать. 

4. Очень мало времени на мобилизацию и формирование конструктивной окружной повестки. Пока отсутствуют общественные ресурсы для подготовки реальной альтернативы. 

5. Те жители, которые «не боятся руководителя» и являются профессионалами, кто может также дополнительно помочь в реализации альтернативы, находятся вне пределов округа и слабо погружены в формирование текущей повестки. 

Единственная возможность выйти на конструктивную повестку – это:

• жесткий общественный контроль органов власти в части принимаемых решений и стратегий развития, 

• широкая общественная активность всех здоровых сил, имеющихся в округе и за его пределами, 

• массированное информационное сопровождение текущей ситуации в округе, 

• самоорганизация граждан, 

• единое целеполагание. 

Первое, что необходимо сделать, – это добиться отмены подписанного меморандума об объединении. Малым гражданским действием – подписью, распространением информации в соцсетях, обсуждением сложившейся ситуации со своими соседями, поддержкой активистов, подпиской в пабликах в соцсети «ВКонтакте» «ЗаНАО», «НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ и НАРЬЯН-МАР», «Расскажи Нарьян-Мар», «НАО Life», "Жесть Нарьян-Мара", "Свободные новости севера".

Моя статья называется «Упасть вниз нельзя лететь». Выбор места запятой за каждым из нас, ответственность за принятое решение – общая. Именно в такой ситуации оказался округ, на краю скалы, неподготовленный, проспавший все свои возможности. 

За три недели мы сделали 11 роликов, выложили два информационных поста с документами, три статьи и одно открытое письмо. Наши ролики посмотрело больше 250 тыс. человек, в соцсетях НАО и за его пределами. Информацией пользовались федеральные СМИ. Нас было трое, я и двое ребят, которые снимали и монтировали материал, за что им низкий поклон и огромное спасибо. На создание этих материалов мы потратили 0 рублей и 0 копеек, не считая бензина на передвижения по городу и собственного времени. Наш ролик про сбор вопросов к Ю. В. Бездудному на почту komandanao83@gmail.com посмотрело больше 5 тыс. человек. На почту прислали два вопроса. Я обязательно их передам через экспедицию администрации НАО, ведь Юрий Васильевич, как вы все знаете, «сдержал» слово данное на площади о готовности к открытому диалогу и закрылся в «бункере». 

Отстаивание интересов округа – это командная игра, эстафета, если хотите. Невозможно бежать эстафету одному, палку надо обязательно передавать, тогда больше шансов добежать до конца. В округе очень много молодых людей, людей среднего возраста, способных по-взрослому оценить ситуацию и повлиять на нее, показывая собственным примером остальным: «делай как я». Инструментов более чем достаточно. 

В следующей статье я выражу свое мнение об альтернативном пути развития округа, его предварительных параметрах и преимуществах. Прошу максимально распространить эту информацию. Спасибо, что дочитали этот длинный текст до конца. 

Отдельная благодарность жителю села Коткино Дмитрию Коваленко-Глухову, сделавшему актуальный репортаж о мнениях села, мы рады, что наш пример материализовался в реальный результат, репортаж можете посмотреть по ссылке.

Полезная статья со схожим мнением.

Оригинал