Главным героем четвертого вебинара на истории правозащитного движения стал Вячеслав Игрунов, депутат Госдумы 1-го, 2-го и 3-го состава, один из создателей партии «Яблоко», диссидент, политик и, разумеется, правозащитник.

Отвечая на вопрос о том, откуда взялось правозащитное движение в России, В. Игрунов согласился с В.В. Борщевым о том, что современное правозащитное движение ведет свою историю с 1965 года, когда жены писателей Синявского и Даниэля обратились к обществу о незаконном привлечении к уголовной ответственности их мужей и после этого люди вышли на улицу, на Пушкинскую площадь. В 1975 году правозащитное движение получило новый импульс - были приняты Хельсинкские соглашения, и прежде крамольные слова «права человека» стали произноситься открыто.

Хроника текущих событий, которая сплотила все разрозненные правозащитные группы, начиналась с Года прав человека в Советском Союзе.

Игрунов пришел в правозащитное движение из марксистского кружка, который он, являясь студентом вуза в Одессе, создал в 1967 году. Большую роль в работе кружка играла литература. Началось все с того, что один из членов кружка в томе Большой советской энциклопедии обнаружил переписанное от руки письмо Раскольникова Сталину. После этого была создана правозащитная библиотека, единственная в СССР.

Свою деятельность как правозащитник Игрунов начинал с информации о состоянии прав человека. Но властью эта деятельность воспринималась уже не как правозащитная, а как политическая.

После того как он был вначале создателем марксистского кружка, затем диссидентом, затем политзаключенным, Вячеслав Игрунов приехал в Москву, считая себя человеком, который сможет воспитать новую политическую элиту. Приехав в 1987 году в Москву, Игрунов вступил в первую в стране политическую организацию – Клуб социальных инициатив.

Когда Игрунов услышал об идее создания Мемориала жертвам сталинских репрессий, она его не вдохновила. Казалось, что это позавчерашний день. Но, когда Игрунов прочел воззвание о создании памятника, заявление его потрясло. Такой Мемориал воспринимался Игруновым как место, где не только отдается дань погибшим, но и ведутся дискуссии о том, как построить страну, в политике которой не было бы места насилию.   

По инициативе Льва Пономарева было создано целое движение противников сталинских репрессий. Оно получило название «Мемориал». Внутри движения сразу же стали возникать острые споры. С какого года начались репрессии – с 1937 года или с 1917? Закончились ли репрессии в 1957 году или они продолжаются до сих пор? Радикалы были в меньшинстве. Они создали правозащитную группу «Мемориала». В эту группу вошли Игрунов, Дмитрий Леонов и Галина Вохминцева, известная сегодня как Галина Михалева.

Осенью 1988 года Игрунов понял, что страна развалится и это приведет к большому потоку беженцев. И он занялся проблемой беженцев вместе с Викторией Челиковой. В 1989 году Фонд Сороса выделил 100 тыс. долларов на гранты и Игрунову было доверено их распределять. Эти деньги выдавались в виде 10 грантов. Так как никто не умел писать заявок на гранты, то заявки для грантополучаталей Игрунов писал сам.

Как советский человек, Игрунов очень хотел сохранить осколки Советского Союза, что привело его в конце концов к идее создания демократической партии, выступающей против развала России, что в итоге привело его к созданию партии «ЯБЛОКО».

Игрунов ушел из Фонда Сороса, так как Сорос говорил о том, что в России теперь демократическое государство и правозащитники должны работать с государством.

В 1992 году возникла угроза развала России по аналогии того, как это случилось с СССР. Будучи работником Госкомнаца Игрунов спорил с Шахраем, который настаивал на силовом решении чеченского вопроса. Перед угрозой развала страны, Игрунов стал искать молодых политиков, на которых можно было опереться для сохранения. 

Игрунов познакомился с Г. А. Явлинским, который от идеи 500 дней сформулировал идею о том, что после дров, что наломал Гайдар, надо работать 15 лет. С Явлинским Игрунова свел Глеб Павловский. Встреча долго переносилась. Наконец, в мае 1992 года на даче М. Я. Гефтера Игрунов и Явлинский встретились. Встреча продолжалась около семь часов. Игрунов сказал Явлинскому, что он не сможет стать президентом, но сможет стать хорошим премьер-министром. Важно получить 20% мест в парламенте.

Вначале в команде были Явлинский, Павловский, Болдырев и Игрунов. Затем Павловский отпал, и в команде осталось трое. После того как Александр Лукин прочитал среди депутатов Верховного Совета РФ письмо своего отца - посла России в США В. П. Лукина о том, что Россия не должна идти в фарватере политики США, потому что у США и России - свои собственные интересы, было решено включить в состав команды Лукина В. П. Во время визита в США Явлинский договорился с Лукиным о том, что тот включается в проект.

3–4 октября 1993 года Явлинский призвал Ельцина расправиться с парламентом, из-за чего Игрунов и Явлинский поссорились. Затем они помирились. К проекту были привлечены три партии – социал-демократы, республиканцы, христианские демократы. Вначале председателем оргкомитета был Игорь Яковенко. Но у него не получилось, и его сменил Явлинский.

Попав в составе «Яблока» в Государственную думу РФ, Игрунов стал заниматься правами русских в странах Прибалтики и Кавказа. И многим людям и семьям смог помочь. Игрунов отметил, что политик без правозащитного сознания – большая опасность для общества.  

Отвечая на вопрос, рассказал Игрунов про историю Гражданского форума 2001 года в Кремле. Путин очень хотел попасть в Европу, но для этого ему нужна была поддержка гражданского общества.

Павловский предложил созвать Форум из НКО, настроенных к власти верноподданнически. Но после того, как Сурков привлек к подготовке Форума Игрунова, Игрунов смог обосновать, что среди участников должны быть те, кто сопротивляются власти, так как опираться, как говорится, можно только на то, что сопротивляется.

В. Игрунов договорился о встрече В. Суркова и С. Абрамова с правозащитниками. Такая встреча состоялась в подвале «Мемориала» на Каретном и создала предпосылки для проведения Гражданского форума. Гражданский форум дал гражданскому обществу передышку в 10 лет, за которые гражданское общество окрепло и не дало себя раздавить.

Правозащитное движение должно быть твердым, но не быть экстремистским, не стоять на крайних позициях. Правозащитники должны быть готовы к тому, что их посадят. Тогда они смогут победить. 

Игрунов рассказал о том, почему, на его взгляд, изменился Путин. Западные политики заявили Путину, что он чужак и они его боятся. Гражданское общество заявило Путину о том, что он фашист. При этом у Путина были свои представления о национальных интересах, свои убеждения. Всестороннее отторжение со всех сторон подтолкнуло его к тому, чтобы искать поддержку в своей референтной группе – своих друзей и бывших сотрудников ГБ. Это и привело к формированию Путина как политика, действующего в ситуации отторжения со всех сторон.

Игрунов считает, что перспективы правозащитного движения в нашей стране небезнадежны. Они зависят от того, насколько движение будет мыслить категориями национальных интересов, защиты людей, а не своекорыстными интересами.
Через 2,5 часа после начала встречи мы расстались. Хочется надеяться, что на нашем вебинаре правозащитники встретились с В. В. Игруновым не в последний раз.  

Оригинал