В августе 2017 года Минюст включил «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» (*) в список запрещенных организаций. Аресты и облавы Свидетелей продолжающиеся долгие годы, теперь получили юридическое подкреплние. 4 июня "Новая газета" сообщила о запросе прокуратуры 7,5 года заключения Геннадию Шпаковскому.
61-летний верующий обвиняется в организации (ст. 282.2 УК) и финансировании (282.3 УК) запрещенной организации, с лета 2018 года он находится под подпиской о невыезде. По версии следствия, мужчина вместе с другими последователями «Свидетелей Иеговы» проводил богослужения. Шпаковский вину не признал, заявив, что его судят «сугубо за веру».
Приговор будет вынесен 8 июня, и, конечно же, мало поводов сомневаться, что он будет оправдательным. И к большому сожалению, это преследование "сугубо за веру" далеко не единично. Почти каждую неделю в моей новостной ленте всплывает информация о задержании или обысках у Свидетелей Иеговы (*). Преследование иеговистов приобретает массовый характер, но при этом гражданское общество перестало активно обсуждать новые аресты, как это было в 2017 году, от многочисленных однотипных дел глаз, видимо, замыливается. Уже просто невозможно отследить всех Свидетелей, задержанных по статьям связанным финансированием или участием в запрещенной организации.
Когда в 2017 организацию внесли в списки запрещенных, госканалы объясняли многочисленным зрителям, что Свидетели Иеговы - секта, в которой установлены жесткие правила, с помощью которых идет психическое воздействие на человека. Во всем мире не найдется религия, которая бы психически не воздействовала на человека. Например, православные держат Великий пост, а в пятницу перед Пасхой некоторые вообще отказываются от еды, мусульманам нельзя есть свинину, пить алкоголь и пр. А если же кто-либо из иеговистов нарушил закон, то он должен перед ним и ответить, конфессиональной принадлежностью нельзя объяснять поведение человека.
28-я статья Конституции в сталинской трактовке
К Свидетелям Иеговы (*) власть и РПЦ всегда относилось в лучшем случае насторожено. Свидетели живут достаточно закрыто: не участвуют в политической жизни, не служат в армии, отказываются от переливания крови, а также стараются не контактировать с верующими других конфессий. Действительно, аскетичные Свидетели Иеговы (*) неудобны для любой недемократической власти, а православные фанатики приравнивают каждого Свидетеля к Иуде Искариоту, предавшего Христа и веру (только они предали православие), несмотря на то что ни один религиовед не отнесет Свидетелей Иеговы (*) к религиозному течению православного происхождения.
До 17 апреля 1905 Исследователи Библии (так себя до 1931 года называли Свидетели Иеговы (*)) наравне со всеми небольшими течениями были запрещены. Указом "Об укреплении начал веротерпимости" светские власти дали возможность переходить в другую конфессию, а также разрешили деятельность на территории Империи многих сект и небольших религиозных течений, в том числе и Свидетелей Иеговы.
После Великого Октября по стране прокатилась антирелигиозная кампания — сначала Ленинско-Сталинская, потом после небольшой передышки Хрущевская. Но нынешняя ситуация с преследованием Свидетелей Иеговы мне во многом напоминает период с 1943 года до смерти Сталина. В 1943 году Сталин провел встречу с иерархами РПЦ, итогом которой стало избрание Святейшим Патриархом подконтрольного советской власти митрополита Сергия, а также некоторые послабления для православных приходов по всей стране. Понятно, что Сталин исходил из прагматических целей. В 1943 году ему было необходимо принять попытки объединения страны ради борьбы с врагом ведь несмотря на террор, все-таки, хоть и тайно, но верующих людей в СССР было достаточно много. Только за годы войны православным приходам по всей стране удалось собрать более 300 млн руб. на помощь Красной армии.
Несмотря на послабления для РПЦ, при том же Сталине продолжались аресты, например, Свидетелей Иеговы (*), которые не могли принести какой-либо выгоды для тоталитарной власти "отца народов". Самым тяжелым периодом для иеговистов стал промежуток с 1949 года по 1951. В эти годы Свидетелей массово высылали в Сибирь и конфисковывали и так немногочисленное имущество.
Как в позднесталинское время власть, взяв по контроль РПЦ и позволив проводить службы, конечно, без гарантии, что к прихожанину или священнику ночью не приедет воронок, так и в современной России церковь слилась с властью и выполняет некую политтехнологическую функцию. По данным фонда "Общественное мнение", 65% россиян называют себя православными, это большая электоральная база для властей. Вряд ли первые лица нашей страны столь верующие, что не могут пропустить ныряния в прорубь на Крещение каждый год и праздничной службы под вспышки многочисленных камер.
Создание чисто православных каналов (а не поликонфессиональных СМИ, в передачах которых принимали участие представители различных религиозных течений), многочисленные законы об оскорблении чувств верующих - это политтехнологический ход, призванный положительно отозваться в широком круге православных россиян. Пытаясь заработать политические очки, власть все чаще забывает об атеистах (тот же закон об оскорблении чувств верующих неприменим по отношению к чувствам атеистов). А религиозные меньшинства все чаще становятся жертвами нетерпимости власти.
Большинство населения страны, в том числе и верующие, стали забывать: сегодня арестовывают Свидетелей Иеговы, а завтра взрывают Храм по все стране или, наоборот, сжигают за ересь. Пока мы не начнем в полной мере использовать 28-ю статью Конституции и уважать веру каждого гражданина, мы не сможем построить современное правовое общество.
* Деятельность Свидетелей Иеговы запрещена в России.