По случаю с многодетной семьей в Домбаровке… Я смотрю, народ жаждет крови тех, кто изымал детей, – чиновников, полицейских. Уже застолбил тему политик Жириновский: «Это страшный садизм чиновников, требуем немедленного наказания для всех виновных в этом происшествии, нужно всех отправить в отставку». Уже высказалась общественница Межова: «Надеюсь, что проверки, которые сейчас проводятся на местах, выявят тех, кто производил это чудовищное изъятие и накажут по всей строгости»… Да выявят, обязательно выявят, ничуть не сомневаюсь. И накажут, да. И это будет, в общем, справедливо – ну не медаль же им «За спасение утопающих» и не талоны на усиленное питание. Только изменится от этого что-то? Вот глобально, отношение к детям и их родителям, к гражданам в целом? Нет, конечно, не изменится. Это ведь не конкретные чиновники плохими оказались и не конкретная служба. Это система в целом.

Как в принципе могло получиться, что люди пожаловались на плохие условия проживания, а жалоба вернулась бумерангом, и вместо помощи они получили вот это все? А очень просто. Вот, многодетная мать говорит чиновнику: «Дом ветхий, крыша того и гляди детям на головы упадет».

Какая мысль молнией проносится при этом в мозгу чиновника? Такая: «А ну как и правда упадет? Ведь уже не скажешь, что не знал, жалоба – вот она. Спросят: почему не принял мер, не спас детей? Халатность, прокуратура, суд!» Оценив такие перспективы, возьмет чиновник ноги в руки и бросится принимать меры. А какие меры он, собственно, может принять? Вариантов только два: либо выстроить над детьми новую надежную крышу, либо убрать детей из-под старой опасной крыши. Первый – сложно, а главное, долго. Пока все решишь и со всеми согласуешь (не от тебя ведь одного зависит) – она и правда обвалиться может. И отвечать не кто-то будет, а ты лично. Второй вариант – быстро, эффективно, надежно. Да, дети вырваны из семьи, да, психологически травмированы. Но крыша на их головы уже точно не обрушится, а значит, и твоя голова из петли вынута.

Это стандартная логика не только домбаровских органов опеки, но и вообще государевых людей на всех уровнях. Краеугольный камень: чтоб не пришлось отвечать, ликвидируй потенциальную угрозу с корнем; чтоб не обвинили в бездействии – руби с плеча; чтоб не сделали крайним – переведи на другого.

Примеров масса в любой сфере. Вот, например, в моем детстве школьники после окончания каждого учебного года (с 5 класса по 11) отправлялись в поход. Костер, палатки, встреча рассвета на какой-нибудь горе – романтика, лучшие школьные воспоминания. Сейчас это все запрещено. Потому что отвечать за школьников должностные лица от директора до министра не хотят, и их можно понять: ну мало ли, вдруг кто свалится с горы да ногу сломает, вдруг заблудится в лесу, вдруг в речке утонет – а им с должностью прощаться? Это в прежние времена на такие вещи просто смотрели, а теперь – затаскают по инстанциям. Нет уж, давайте без этого геморроя. Нет похода – нет и опасности, все гениальное просто. Поэтому, когда в прошлом (позапрошлом?) году в Оренбурге учительница повела своих выпускников – не учеников уже формально – в поход, ее сгоряча вышибли из школы, а потом уже со скандалом, по требованию родителей, восстанавливали… И похожая ерунда происходит повсюду, от здравоохранения до ЖКХ.

Сейчас этих домбаровских чиновников с полицейскими, конечно, сделают козлами отпущения (и уже сделали). И что? Да ничего. Промеж тех же погон засунут другую голову, народ поуспокоится, а подход-то, система, видение службы – все это прежним останется.

Оригинал