31 мая, в день российской адвокатуры, три адвоката вышли с одиночными пикетами к зданию СК на Техническом переулке, в знак протеста против отвратительного преследования наших коллег в Кабардино-Балкарии, а равно против того незаслуженно унизительного положения, в котором сегодня оказалась российская адвокатура. То, что последовало, увы, это унизительное положение только подтвердило.

Вышедших на одиночный (!) пикет адвокатов, а также сочувствующих им и также вышедших на пикет четырех активистов задержали, отвезли в ОВД Басманный, а прибывших к ним на защиту коллег (в том числе и меня) более двух часов держали под дождем на ступеньках ОВД, не пропуская внутрь. Почему не пропускали? А потому что можно не пропустить и ничего за это не будет. Да, конечно, у нас были с собой удостоверения и ордера, да, конечно, мы сразу представились и сообщили, к кому конкретно и по какому поводу мы прибыли, да, многие из нас звонили с переменным успехом в ОСБ, прокуратуру, адвокатскую палату, ОНК, СМИ. Да, через час желающих начали запускать в туалет и обратно на ступеньки. Да, в итоге все прошли: по очереди, в том порядке, в котором для своего какого-то неведомого нам удобства нас выкликивал сотрудник полиции, спустя два-три часа после прибытия.

Это не худшая ситуация, в которой я бывала: мне приходилось ждать на морозе по пять-шесть часов без туалета, а бывало, что и восемь часов ждала и не пропускали. А уж по сравнению с ситуацией, в которой оказались наши кабардино-балкарские коллеги, посещение Басманного ОВД вообще можно назвать приятным. А по сравнению с тем, какой "прием" оказывают в некоторых ОВД задержанным...

Но все это пазлы из одного полотна: реализация конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи с момента задержания зависит от воли начальника ОВД, а то и дежурного этого ОВД. На усмотрении тех же лиц находится право адвоката на реализацию своего профессионального права честно и добросовестно защищать доверителя.

Далеко не все мои коллеги поддерживают тех, кто вышел 31 мая с пикетами, обвиняя их в хайпе, непрофессионализме.

Я так не считаю. Я думаю, что это был мужественный поступок, уж как минимум не бессмысленный, если хоть немного лишнего внимания получила эта безумная история, которая пока еще не закончилась: запрет определенных действий, конечно, лучше стражи, но мы ждем полного снятия всех обвинений с кабардинских коллег и наказания тех полицейских, которые применяли к ним силу и позволяли себе недопустимые угрозы.

Я стояла в одиночных пикетах несколько раз в жизни и знаю, как это психологически сложно, как глупо я чувствовала себя, и только осознание того, что не выйти было нельзя, как-то помогало сгладить эту жуткую неловкость. Один из этих выходов был к Техническому переулку, когда мы, журналисты - я еще была журналистом тогда, - выходили за коллегу из «Новой газеты», которого глава СК вывозил в лес и там ему угрожал.

Не стыдно делать то, что, возможно, никак не поможет и ни к чему не приведет. Не стыдно выглядеть неловко, а для кого-то непрофессионально (о, эти люди в белых пальто которые всегда все делают правильно!). Стыдно молчать и никак не противостоять беззаконию.

Можно ли сделать что-то более эффективное для поднятия авторитета адвокатуры, чем встать в одиночный пикет под дождем во время карантина? Наверно, можно. Только до сих пор ни у кого не получилось. Может быть, мало и плохо стараемся.

Мы продолжим нашу борьбу. Мы попробуем придумать новые формы. Мы попробуем стать более убедительными.

Всех причастных с праздником

Оригинал