Один из трендов последних лет (как в нашем городе, так и в целом по России) — это велосипедизация. Все больше людей выбирают велосипед в качестве средства передвижения, регулярно проводятся велопарады и разнообразные спортивные мероприятия. Но если сейчас велосипед — это привычное явление городской жизни, то 100 лет назад ситуация была кардинально иной. О том, как зарождалось велосипедное движение в дореволюционной Вятке, вы узнаете из нашего исследования.
Как все начиналось?
В дореволюционной России мода на велосипеды стала зарождаться на рубеже XIX–XX веков. В 1880 году в Санкт-Петербурге было зарегистрировано 100 велосипедистов. Одним из них был император Александр II, который любил совершать велопрогулки по Царскому Селу. В 1883 году состоялись первые велосипедные гонки на московском ипподроме Общества охотников конского бега на Ходынском поле. Состязание на одну дистанцию в полторы версты (1,6 км) собрало рекордное количество зрителей — 25 тыс. человек. Одновременно началось формирование велосипедных обществ и корпораций, которые занимались популяризацией велогонок и велосипеда как средства передвижения. К началу ХХ века в России существовала уже 91 велосипедная корпорация. В одном только Санкт-Петербурге их было шесть.
В Вятку велосипедный бум проникал постепенно. Проблема заключалась в том, что в начале XX века велосипед считался роскошью, и позволить его себе мог далеко не каждый. «Двухколесный друг» стоил от 250 до 400 руб., тогда как средняя зарплата рабочего составляла всего 20 руб. Поэтому долгое время на велосипедах катались по большей части люди весьма солидные и состоятельные. Одним из первых вятских велосипедистов стал популярный фотограф и общественный деятель С. А. Лобовиков. Сергей Александрович начал кататься на велосипеде еще с середины 1890-х годов. Кстати, помимо велосипеда, Лобовиков еще и одним из первых в Вятке начал передвигаться по городу на мотоцикле.
Это вообще законно?
Еще одной проблемой развития велодвижения стала жесткая регламентация со стороны государства. Для того чтобы получить разрешение ездить на велосипеде, необходимо было сдать экзамен. Велосипедисту нужно было тронуться с места, сделать «восьмерку», а потом резко затормозить и спрыгнуть с транспорта. За всеми манипуляциями экзаменуемого следила строгая комиссия из трех полицейских. Если человек справлялся со всеми заданиями, он получал специальный документ и номерной знак («ярлык») на велосипед.
Он выдавался в городской управе и имел срок действия один год, а при его получении с велосипедиста взимался специальный налог. В случае отсутствия номера инспектор (или городовой) мог арестовать велосипедиста и препроводить его в отделение, где взыскивался крупный штраф. В Государственном архиве Кировской области сохранился интересный документ. 18 апреля 1912 года Вятская городская управа сообщала полицмейстеру, что большинство жителей города передвигаются на велосипедах без разрешений и номерных знаков. Только 15 из 200 вятских велосипедистов катались по Вятке легально, остальные же игнорировали требования властей.
На «нелегальных» велосипедистов полиция проводила настоящие облавы. Например, в 1910 году газета «Вятская речь» сообщала об «охоте на велосипедистов» — последних усердно ловила полиция и доставляла в городскую управу. Но абсурдность ситуации заключалась в том, что получить «ярлыки» велосипедисты не могли по причине отсутствия таковых в распоряжении чиновников. Журналист «Вятской речи» сетовал: «…С охотой на велосипедистов ввиду указанного обстоятельства, полагаем, можно было бы и повременить и отложить ее, по крайней мере, до того времени, пока заказанные ярлыки не будут получены городской управой. При настоящем же положении остается одно из двух: или совсем прекратить велосипедную езду, или же постоянно нарываться на историю».
Велопарад в ближайшее село
Количество любителей велосипедных прогулок постепенно росло: в 1908 году таковых насчитывалось всего 94, спустя четыре года — уже более двух сотен. Среди велолюбителей самые разные люди — сын дворянки, купец, мещанин, цеховой, крестьянин. Встречаются известные фамилии, например сын аптекаря Саула Кацнельсона — Вениамин. Их перестроенная семейная аптека до сих пор украшает собой угол улиц Ленина и Горбачева.
Популяризацией велосипедного спорта занимался Вятский яхт-клуб. По уставу его целью было «развитие среди своих членов всех видов речного спорта и других развлечений на открытом воздухе». В 1914 году Вятский яхт-клуб устроил велосипедные соревнования на дистанции 7,5 версты. Первым с результатом 18 минут пришел спортсмен Бульканов, вторым — Никулин, третье место поделили Сапожников и Шумилов.
В том же 1914 году велосипедисты с наступлением теплой погоды стали устраивать регулярные велопрогулки от Вятки до близлежащих сел. Так, 13 мая 1914 года газета «Вятская речь» сообщала: «В воскресенье, 11 мая, к пяти часам вечера велосипедисты собрались у Александровского сада, а ровно в пять часов, в числе 33, отправились в село Красное, отстоящее от г. Вятки на 6–7 верст. В селе Красном отдых. В половине восьмого выехали обратно в Вятку, причем по городу ехали гуськом до Александровского сада, где на площади, описав два больших круга, направились к городскому театру». 15 мая велосипедисты организовали еще одну прогулку, на этот раз до Филейского монастыря. После этих двух велопробегов было решено создать в Вятке кружок велосипедистов. Организаторами стали велоактивисты В. А. Соколовский, И. Ф. Попов, А. И. Панагушин и С. Д. Криницын. Всего в кружок записались 18 человек, хотя всех имевших номера велосипедистов в Вятке тогда насчитывалось около 150.
Первые скандалы
Велопрогулки до ближайших к губернскому центру сел и городов продолжались, но зачастую встречали резко негативную реакцию местной администрации. Скандал случился по прибытии членов велосипедного кружка в город Слободской. В «Вятской речи» 30 мая 1914 года вышел фельетон, с юмором описывавший страх полицмейстера и городового перед организованно прибывшими в Слободской велосипедистами. Чиновник Дробискулов распорядился доставить два десятка одетых в одинаковую форму велосипедистов с красными лентами через плечо в полицейский участок и учинил им настоящий допрос. После небольшой беседы и осмотра паспортов спортсменов отпустили. Фельетон заканчивается забавной фразой: «…Вырвавшиеся от слободской полиции велосипедисты были так обрадованы, что по дороге у крестьян передавили не один десяток кур. Тут бы их задержать уже следовало. Но тут не задержали… До сих пор полицейский чиновник мучится мыслью: а не упустил ли он важных политических преступников или иностранных шпионов?»
Если на ипподроме велосипедисты могли не ограничивать себя в скорости и активности передвижений, то на городских улицах все было иначе. Проблема заключалась в том, что лошади очень боялись людей на «железных конях» и при их приближении зачастую сбрасывали наездников с телег и начинали вести себя неадекватно. По этой причине консервативные вятские обыватели не раз писали жалобы на велосипедистов и даже публиковали кляузы в прессе. Показательный в данном контексте случай, описанный «Вятской речью», произошел в селе Кумены. В июне 1912 года там случилось вот что: «Сын местного крупного торговца Юферев, не умеющий хорошо править велосипедом, разогнал его с горы прямо на лошадь, на которой следовала жена местного псаломщика М-на с крестьянкой деревни Богородской. Лошадь от испуга бросилась через канаву, выбросив обеих спутниц. Пострадавшие получили, к счастью, по легкому ушибу, кроме того, рассыпали по дороге и разбили около 400 штук яиц, больше пуда муки и фунтов 18 масла, что составляет солидную сумму, особенно для бедного сельского псаломщика. Г-жа М-на к упомянутому торговцу обратилась с просьбой о возмещении причиненных ей убытков, но получила категорический отказ». В этом же номере газеты описывается еще ряд подобных случаев, в одном из которых пострадал маленький ребенок: его сбросила с телеги испугавшаяся велосипедиста лошадь. Любопытно, что упомянутый выше любитель езды на мотоцикле фотограф С. А. Лобовиков, чтобы не пугать лошадей, обычно глушил мотор и ждал, когда подводы проедут мимо.
Джигитовка на велосипеде
Помимо велопробегов, велосипедный кружок устраивал состязания на скорость и выносливость. Гонки велосипедистов проходили на городском ипподроме вместе с состязаниями конных экипажей. Все вместе формировало интересную развлекательную программу. Соревнования на скорость включали в себя два круга (1 ½ версты) по ипподрому, на выносливость — 10 (7 ½ версты). Также проводились «заезды велосипедистов с препятствиями» и показательные выступления. Про них «Вятская речь» писала так: «Велосипедисты покажут публике подобие казацкой джигитовки. Они будут на полном ходу поднимать с земли палки, ездить змейкой и т. д.» Публике подобные зрелища нравились, все мероприятие сопровождалось музыкой духового оркестра.
Велосипед изобрели в Вятке?
Резюмируя, отмечу, что вопреки стереотипам об общей отсталости Вятки велосипедное движение в нашем городе в дореволюционный период активно развивалось. К 1917 году в губернском центре на велосипедах каталось несколько сот человек, проводились велопрогулки и соревнования, был организован велокружок, а в газетах печаталась реклама сразу нескольких компаний, предлагавших вятчанам приобрести эти замечательные транспортные средства.
Более того, как это ни странно звучит, вятчане даже могут претендовать на роль изобретателей велосипеда. В 1958 году в кильмезской газете «Голос колхозника» вышла статья некоего С. Наумова «Первый велосипед в Санчурске». В заметке автор вспоминал, что еще в 90-е годы XIX века вятскому кузнецу Ершову «пришла в голову мысль сделать из железа машину, которую вскоре изобрели во Франции и назвали велосипедом». На своей чудо-машине Ершов не раз приезжал в Санчурск, Яранск и Кукарку, а прибыв в село Великоречье, запомнился местным жителям эффектным падением в овраг. «Этот пример лишний раз говорит об исключительной талантливости русского народа», — патетически замечает автор в конце статьи. Изобрел Ершов велосипед или нет, сказать сложно, однако очевидно, что до революции этот вид транспорта все прочнее входил в жизнь наших предков.