Мы привыкли считать пожар трагедией, но для кого-то он может стать решением проблем.

За последнюю неделю в Сестрорецке сгорело три деревянных здания. Жители отмечают, что огонь выбирал себе жертвы по очень странному принципу, и не верят в совпадения.


Ул. Воскова, 15

В субботу 30 мая загорелось здание на ул. Воскова, 15. К счастью, основная часть дома, выходящая фасадом на одну из центральных улиц рядом с вокзалом, не пострадала. Выгорела пристройка, представляющая собой, по сути, отдельное строение, соединяющееся с остальным зданием забором.

Дом на ул. Воскова, 15 – это одно из последних деревянных зданий в центре Сестрорецка. Кроме него остался разве что Сестрорецкий вокзал. Раньше здание на улице Воскова попадало в охранную зону железнодорожного вокзала, который признан памятником, но в феврале прошлого года КГИОП принял решение об изменении зон охраны вокзала. Теперь дом на Воскова, 15 лишился своей защиты. Сам он статуса памятника не имеет.

Зеленый деревянный дом на ул. Воскова, 15 приезжающие в Сестрорецк на электричке отдыхающие видят одним из первых. Он был построен в 1900 г. и когда-то был жилым. В 1970–1980-е годы там располагалось швейное производство, в последние десятилетия дом сдавался под небольшие магазины и другие сервисы. Еще в начале 2019 г. всех арендаторов попросили съехать, с тех пор здание стояло заколоченным.

Во время межевания территории квартала часть здания, являющаяся более поздней пристройкой, оказалась на участке, сформированном под строительство детской музыкальной школы. При этом историческая часть здания «выпала» за границы участка и оказалась в границах улично-дорожной сети (улицу Воскова планируется расширить).

Очевидно, жизнь будущих строителей музыкальной школы станет намного проще, если здание сгорит. Градозащитники пытались заступиться за этот дом и писали запросы в разные инстанции. Позиция администрации района – мест под строительство социальных объектов в городе нет. Всюду натыкаешься либо на зеленые насаждения, либо на старое здание.


Воскова,15

На месте другого сгоревшего дома на ул. Коммунаров, 10 активисты, напротив, сами предлагали разместить объект культуры. Сейчас идет межевание данного квартала, и сестроречане подали в КГА заявку на размещение необходимого Сестрорецку социального объекта на этом участке. Пожар случился 24 мая. До этого дом загорался 28 февраля 2020 г., на следующий день после сюжета на телевидении, в котором его показали в качестве предложенного жителями варианта для строительства дома культуры.

Изучение документации, имеющейся в открытом доступе, поставило жителей в тупик. Еще в 2017 г. общественности была представлена концепция комплексного развития территории Курортного района от АО «Авенариум». Согласно ей, в расселенном доме на ул. Коммунаров, 10 должна была разместиться зона лингвистических, образовательных и научно-познавательных квестов для детей. Однако, согласно сайту Росреестра, под этот дом в 2013 г. была взята ипотека. Она значится в обременениях. В собственности дом находится с 2008 г., а вот участок – нет. Назначение категории земель – для размещения складских помещений.


Концепция развития Курортного района, справа ул. Коммунаров, дом 10

Администрация Курортного района в своем ответе на запрос сообщила, что планирует в этом месте объект социального бытового обслуживания. Нужен ли он в Сестрорецке - большой вопрос. Один дом быта в Сестрорецке уже есть, и сейчас в нем располагается «Пятерочка».

Интересная деталь: межевание квартала, к которому относится дом на Коммунаров, 10, делает тот же православный бизнесмен Игорь Коневиченко, который занимался межеванием 13-го квартала Сестрорецка под дом культуры и музыкальную школу, там же он построил церковь, на территории, прилегающей к ул. Воскова, 15.

Третий за последнюю неделю крупный пожар случился в Сестрорецке 27 мая по адресу: Перепадская набережная, дом 3, рядом с Храмом апостолов Петра и Павла. Сгоревший жилой деревянный дом граничил с участком, имеющим назначение для размещения религиозных объектов. В марте в одной из сестрорецких групп в соцсети «ВКонтакте» опубликовали визуализацию проекта нового дома причта, который, судя по всему, должен появиться на этом месте.

Пожары, которые могли оказаться для кого-то удобными, бывали в Сестрорецке и в прошлые годы. Так, в 2013 г. в поселке Александровская, который является частью МО Сестрорецка, сгорел жилой дом по адресу ул. 5-я линия, дом 5, лит. А. Позже губернатор города А. Д. Беглов подписал распоряжение о передаче данного участка религиозной организации под строительство воскресной школы.

В огне погибла и Алексеевская школа на ул. Мосина, 63Б, являвшаяся одним из двух зданий школы №434. Здание горело несколько раз, начиная с лета 2012 г. (с 1 января 2012 г. 434-ю школу закрыли на капитальный ремонт). Хотя деревянная школа в стиле модерн 1905 г. постройки находилась в единой зоне регулирования застройки ЗРЗ(38)05, восстанавливать ее не стали, так как она находилась в глубине земельного участка и не выходила фасадом на ул. Мосина. Посчитали, что она не формировала уличный фронт застройки. Снос остатков здания позволил начать строить на территории школы пристройку с бассейном к основному кирпичному зданию школы. Школа 434 с новым бассейном превратилась в долгострой, строительные работы не завершены до сих пор.

Конечно, старые деревянные здания горят по самым разным причинам – из-за плохой проводки, из-за разведения костров бомжами и выброшенных сигарет. Но жители Сестрорецка хорошо помнят, как в 90-е и 2000-е частные дома нередко поджигали, чтобы вынудить владельцев подешевле продать участок в элитном месте. После возгорания в моем доме ночью в мае 2004 г. запах бензина стоял внутри и снаружи в течение нескольких дней. Незадолго до этого моей семье настойчиво предлагали продать дом строившиеся рядом богатые соседи. Виновных, естественно, не нашли. О том, чтобы Следственный комитет раскрывал какие-то иные дела о поджогах в Курортном районе, я также никогда не слышала.