На бюро партии «Яблоко».

Первым был рассмотрен вопрос о подготовке к выборам в Ростовской, Тамбовской и Томской областях. Руководители отделений смотрят на перспективы выборов с оптимизмом.

Одним их главных вопросов стал вопрос о поддержке здравоохранения как первого шага к спасению экономики. На одного пациента в России тратится в 23 раза меньше, чем в Норвегии. Не хватает 25 тыс. врачей и 250 тыс. среднего мед персонала. В США на здравоохранение тратится более 10%, в России на 2020 запланировано 2,2% от ВВП. На одного пациента в России тратится 270 долларов США.

Только в Индии и Индонезии ситуация, где тратится только 1% ВВП, дело обстоит еще хуже. Без поддержки здравоохранения все меры по поддержке здравоохранения окажутся неэффективными.  

Григорий Явлинский отметил, что если Путин прав и в октябре 2020 года пандемия еще вернется, то программа восстановления экономики должна начинаться с программы восстановления здравоохранения. Инвестиции в здравоохранение составляют всего лишь 1,4%. Инвестиции в здравоохранение должны стать приоритетом. Необходимо достигнуть финансирования здравоохранения в размере 5% от бюджета. С учетом падения ВВП это примерно столько же, сколько тратится сейчас.

Среднесрочное направление – это медицинское образование, подготовка врачей высшей квалификации. Российские врачи должны быть способны использовать лучшее, что накоплено в мире. Явлинский предложил создать Федеральный центр прогнозирования инфекционных заболеваний. Происходящая пандемия многократно предсказывалась инфекционистами, но никто их не слышал. Люди, которые проводили оптимизацию, больше не могут занимать ответственные должности. Другое дело, что во время пандемии разборку утраивать нельзя. Но после завершения пандемии такой разговор должен обязательно состояться.

Члены бюро обратили внимание на недофинансирование регионального здравоохранения. Борис Вишневский обратил внимание на то, что требование обязательно носить маски совпало с ростом цен на них. Монополизация производства масок и высокие цены наталкивают на мысль о коррупционной составляющей.
 
Явлинский отметил, что вся социальная политика государства в современной России стала вторична. В СССР вся система здравоохранения формировалась не только из общегуманистических соображений, но и из необходимости обеспечения здоровья населения. Ей нужны были сотня миллионов работников. Современное государство сняло с себя ответственность за здоровья населения. Ему нужны только правоохранители и те, кто добывает нефть. Заинтересованности в развитии человека, желания поставить его в центр своей политики – этого в политике власти нет. Благополучие власти не зависит от здоровья населения. Это не зависит от того, что кто-то хороший или плохой. Это система, корни которой были заложены в середине 1990-х.

Компенсировать выдающие доходы Фонда обязательного медицинского страхования должны не предприниматели, а государство. Отказ помогать экономике сегодня приведет к разрушению экономики уже осенью. Вместо возможного спада в  3% спад превысит 10%.    

Кризис, в который мы попали, это такой кризис, из которого страну должно выводить государство. А у нашего государства цели, задачи и приоритеты другие. Наше государство и нежадное, и глупое, у него просто другая цель. Его не интересует ни благополучие населения, ни благополучие каждого отдельного человека.

Александр Гончаренко сказал, что медицина за три месяца пандемии дополнительно получила 35 млн руб., а убытки от отказа в оказании плановой помощи составил от 45 до 70 млрд. руб. Уровень смерти медиков напрямую зависит от обеспеченности их средствами индивидуальной защиты.

Э. Э. Слабунова: количество медицинских учреждений с 2000 года уменьшилось с 10 тыс. до 5 тыс., а количество коек снизилось на 490 тыс. коек. Летом 2019 года был запрещен ввоз ИВЛ. В период пандемии стали срочно производиться дорогостоящие ИВЛ.

В заключительном слове Явлинский отметил, что мы столкнулись не с кризисом из-за коронавируса, а с кризисом власти как таковой.

Бюро партии приняло обращение, посвященное увеличение финансирования здравоохранения с моей поправкой о том, что развитие здравоохранения должно происходить под общественным контролем.      

Оригинал