Сотрудничающий с «Зоной права» адвокат Максим Никонов подготовил доклад «Фальсификация доказательств. Полицейские методы», в котором проанализировал следственно-судебную практику по таким делам. 

Согласно официальным данным, в 2019 году по ст. 303 УК РФ ("Фальсификация доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности") осудили всего 53 силовика, из них лишь 5 получили реальные сроки лишения свободы.

Это связано с тем, что фабрикация доказательств происходит под контролем должностного лица, обладающего достаточными ресурсами, чтобы воспрепятствовать обнаружению фальсификаций. Помимо этого, от 55 до 70 процентов уголовных дел рассматриваются судами в особом порядке, что еще больше затрудняет выявление нарушений. 

Никонов напоминает, что осужденные правоохранители подбрасывали жертвам наркотики, оружие или патроны. Такие полицейские методы продолжают практиковаться, поскольку судьи считают изъятие таких предметов у конкретного человека подтверждением того, что они принадлежат именно ему. 

В редких случаях (например, в деле Ивана Голунова) уголовные дела в отношении подозреваемых прекращались, а к ответственности привлекались сами силовики. 

Адвокат Максим Никонов советует всем, кто стал жертвой фальсификации, использовать правовую позицию ЕСПЧ по делу «Борисов против России» (пострадавший смог добиться отмены приговора суда за незаконный оборот наркотиков). 

Самые распространенные виды фальсификации:

  • оформление протокола следственного действия без его проведения;
  • имитация следственного действия, например, проведение осмотра места происшествия не там, где произошло преступление, а в похожем месте;
  • внесение в протокол проведенного следственного действия сведений о человеке, который в нем не участвовал, например, данных о понятых;
  • составление протоколов допросов вымышленных свидетелей;
  • полная или частичная замена протокола о следственном действии на данные с ложными сведениями;
  • подделка показаний подозреваемых, потерпевших, свидетелей, понятых, а также ответов операторов сотовой связи или заключений экспертов.

В числе прочих мер адвокат Максим Никонов считает необходимым ввести в УПК РФ норму, которая бы: 

  • предусматривала возможность подачи заявления о фальсификации суду непосредственно при рассмотрении «основного» дела; 
  • и обязывала бы суд принимать меры для проверки заявления о фальсификации доказательства, в том числе назначать экспертизу, истребовать другие доказательства.

Напоминаем, что накануне "Агора" и «Зона права» запустили проект "Фабрика 228". Адвокаты "Агоры" изучат материалы дел с признаками подброса наркотиков, провокаций, фальсификаций доказательств, необоснованного использования засекреченных свидетелей и других нарушений для оценки перспективы обращения в ЕСПЧ. 

«Зона права», в свою очередь, принимает сообщения о пытках, фальсификации доказательств, вымогательстве, совершенных сотрудниками правоохранительных органов при расследовании дел о наркотиках. При наличии оснований юристы будут добиваться привлечения должностных лиц к ответственности.

Оригинал