Вопрос о росте поставок рыбы с Дальнего Востока в европейскую часть России возник на совещании о ситуации в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, проходившем по видеосвязи под председательством Путина, находившегося в своей подмосковной резиденции.

Одна треть общероссийского вылова приходится на Камчатку, но доставку рыбы по железной дороге на рынки самой населенной части России, расположенной в девяти часовых поясах западнее, осложняет нехватка рефрижераторных вагонов.

Исполняющий обязанности губернатора Камчатского края Владимир Солодов заявил, что рыбодобывающие предприятия региона отправляют рыбу в Москву через Владивосток, но серьезный дефицит рефрижераторных вагонов приводит к задержкам и удорожает транспортировку. Особенно это происходит с июля по сентябрь — на пике лососевой путины.

«… решением, на наш взгляд, может быть более активное задействование Северного морского пути для доставки рыбы в центральные районы России», — сказал Солодов, согласно стенограмме совещания.

По его оценкам, объем поставок тихоокеанского лосося по Северному морскому пути может составить около 50–60 тыс. тонн в год. В долгосрочной перспективе этот объем можно довести до 250–300 тыс. тонн.

Слова губернатора стали для Владимира Путина бальзамом на душу. Президент России поставил государственную задачу довести грузопоток по СМП к 2024 году до 80 млн тонн в год. В прошлом году по маршруту было перевезено 31,5 млн тонн грузов.

В два раза быстрее 

Рыба, отправленная напрямую из Петропавловска-Камчатского через Арктику вокруг Скандинавии в Санкт-Петербург, придет в центральную часть России в два раза быстрее по сравнению с доставкой по морю во Владивосток и дальнейшей отправкой по Транссибирской магистрали, сообщил губернатор Солодов.

В совещании также принял участие генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев. В ведении «Росатома» находится как развитие инфраструктуры Северного морского пути, так и эксплуатация единственного в мире гражданского грузового судна с ядерной энергетической установкой «Севморпуть».

«Мы абсолютно поддерживаем то, что сказал [губернатор] Владимир Викторович Солодов», — сказал глава «Росатома».

Лихачев сказал президенту, что эту задачу можно решить мощностями лихтеровоза «Севморпуть».

«… два-три, до четырех рейсов в год мы готовы сделать сами», — сказал он.

Затем глава «Росатома» рассказал о прошлогоднем экспериментальном рейсе в Санкт-Петербург с грузом рыбы.

«Мы понимаем экономическую фабулу всей этой работы». 

О чем Лихачев не сказал, так это о том, что второй прошлогодний рейс «Севморпути» с рыбой из Петропавловска-Камчатского в Санкт-Петербург был отменен, поскольку он оказался менее рентабельным, чем ожидалось.

 

Нерентабельный рейс   

На вопрос Barents Observer о причинах отмены в «Росатоме» ответили так:

«По их информации, это было связано со снижением экспортного спроса из портов в Восточной Европе в июле-августе 2019 года и, как следствие, существенным снижением ставки фрахта из Санкт-Петербурга в порты в Азии».

В «Росатоме» сообщили, что стоимость фрахта на этих маршрутах снизилась на 20%, подчеркнув, что в основе бизнес-модели использования «Севморпути» была возможность взять груз в обратном направлении на восток.

«По результатам пробного рейса рыболовецкие предприятия на Дальнем Востоке подтвердили свою заинтересованность и рентабельность перевозок рыбы по Северному морскому пути», — пояснили в «Росатоме».

Рейс в сентябре прошлого года стал первым, в рамках которого гражданское атомное судно прошло с грузом в Санкт-Петербург вокруг Скандинавии.

Директор «Росатома» Алексей Лихачев пояснил, что, для того чтобы сделать перевозку рыбопродукции более рентабельной, в запланированные на летний сезон караваны по Северному морскому пути можно будет включить больше судов.

Россия берет плату с любых коммерческих судов, проходящих по Северному морскому пути.

В конце обсуждения Владимир Путин сказал: «Хорошо, давайте проработаем. Включу это в число поручений по результатам нашего сегодняшнего обсуждения».

30 лет   

«Севморпути» 30 лет. На нем установлен один реактор типа КЛТ-40, которые также используются на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач».

В 2015 году после модернизации и проверки систем безопасности срок службы реактора был продлен до 150 тыс. часов с целью обеспечить эксплуатацию судна до 2024 года.

Оригинал