Многим лицам без гражданства, освободившимся из ЦВСИГ, пришлось столкнуться с новыми проблемами. Как правило, большинство лиц без гражданства не имеют постоянного места жительства и, соответственно, регистрации по месту проживания, а также жилья. Сейчас по всей России открыто много так называемых рабочих и социальных центров. Где в основном и проживают эти бедолаги, работая на чужого дядю за еду и ночлег, не видя гарантированных перспектив на будущее.
Не спорю, многим людям эти центры реально помогают, но многие разочаровываются в таких центрах и уходят снова жить на улицу. Дело в том, что в каждом центре существуют определенные правила и табу, которые существенно ограничивают людей в личной жизни. Где-то в обязательном порядке нужно молиться, причем необычным образом. Где-то заставляют выполнять работу не по силам. В противном случае человека просто могут вышвырнуть на улицу не зависимо от времени года.
Пишу об этом потому, что знаю все это не понаслышке. Три года назад меня освободили из Кемеровского ЦВСИГ. Нужно было срочно начинать делать гражданство и документы, но с новыми проблемами пришлось все это откладывать на неопределенный срок.
Стоит отметить, в одном Кемеровском социальном центре я пробыл волонтером несколько месяцев, но несколько раз срывался и начинал крепко пить. Волонтерство по уходу за инвалидами и пожилыми людьми не очень-то благодарная работа. Но нервов мне видимо не хватило. И вот, добровольно начал жить на улице. В марте 2020-го я ночевал на вокзале в Кемерове, а утром ко мне подошел молодой человек и предложил ехать в Новосибирск, в рабочий центр. Проработал три недели и ушел.
По объявлению нашел работу с проживанием на автомойке с зарплатой 30%, в среднем получается 300–400 рублей за смену. Смена 16 часов с 8:00 до 24:00 тяжело, но деваться пока некуда...