Известный советский анекдот звучит теперь так: «Что случится, если крокодил съест Шойгу с Золотовым? Да крокодил две недели будет какать орденами».
«Открытые медиа» подготовили великолепный аналитический материал о российской системе государственных наград, «превратившейся в фабрику подарков для ближнего окружения президента, силовиков, высокопоставленных чиновников и приближенных к элите артистов и ученых». Мой пост — о наиболее любопытных фактах, вскрытых авторами исследования.
В годы Второй мировой войны, с 1939 по 1945 гг., в СССР были учреждены 23 медали, 10 из них в победном 45-м, в т. ч. «За освобождение Варшавы», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина», «За взятие Вены», «За победу над Японией». А за семь лет пребывания на посту министра обороны РФ с 2013 по 2019 гг. Сергей Кужугетович Шойгу учредил 53 (!) медали, включая «За возвращение Крыма», «Танковый биатлон — 2014», «Художник Греков», «За заслуги в материально-техническом обеспечении», «За усердие в обеспечении безопасности дорожного движения», «За вклад в конгрессно-выставочную деятельность». С 2000 г. количество ведомственных наград Минобороны выросло в 30 раз, число медалей приближается к 100, при этом есть еще 91 знак отличия.
Сам нынешний министр обороны имеет семь высших наград государства, занимая строчку во втором десятке рейтинга главных путинских орденоносцев. Впрочем, похоже, он одинаково любит как получать, так и раздавать награды. Руководитель департамента информации («главный пиарщик») министерства И. Конашенков тоже может похвастать аналогичным количеством - семью высшими наградами.
«Открытые медиа» повествуют об этих достижениях, вспоминая историю генерала Николая Ватутина, погибшего в 1944 г., участника битв под Сталинградом, на Курской дуге, за Днепр, командовавшего 1-м Украинским фронтом, который имел шесть наград, из которых две были выданы посмертно.
Среди награжденных Шойгу медалями «Участнику военной операции в Сирии» — Кобзон, Терешкова, артисты силового шоу, танцевальной группы и московского цирка.
Руководитель Росгвардии Виктор Золотов за четыре года существования службы успел ввести 16 наград, у него еще все впереди. Но притчей во языцех стали мемы с изображением генерала, обожающего эффектный внешний вид. В рейтинге «Открытых медиа» он также во втором десятке, так как ранжирование издания выстроено, к сожалению, исходя лишь из наличия высших наград. А у Золотова прорва ведомственных медалей ФСО, ФСБ, МВД, СВР, Спецстроя и Государственной фельдъегерской службы. Если не ошибаюсь, у Леонида Ильича Брежнева, которого с любовью отмечали дружественные режимы соцлагеря и «третьего мира», насчитывалось 220 наград. Было бы интересно узнать, переплюнул Золотов генсека или пока немного не дотянул. Если последнее, то до кончины режима у него, учитывая пулеметную частоту награждений к всевозможным юбилеям, есть еще шансы слиться в долгом «хонеккеровском» поцелуе с вождем по случаю нового ордена.
Возглавляют же топ-50 орденоносцев Путина академик Велихов, секретарь Совбеза Патрушев, директор ФСБ Бортников, полярник Чилингаров, бывший министр обороны Иванов, деятель спецслужб Сыромолотов, бывший заммэра Москвы Ресин. В списке преобладают люди из ближнего окружения Путина, но награды получают и их родственники. Жена миллиардера Тимченко награждена орденом Дружбы, жена главы «Ростеха» Чемезова — медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, сестра Шойгу - орденом Дружбы, брат Патрушева - орденами Почета и Дружбы, два его сына — орденами Почета; сыновья бывшего директора ФСО Мурова и банкира Ковальчука получили по три ордена — Александра Невского, Почета и Дружбы. «Открытые медиа» отмечают, что их данные не являются полными, так как немало награждений происходит по тайным и неопубликованным указам.
А я замечу, что квоты регионов для представителей разных профессий элементарно на звание заслуженного работника ежегодно составляют единицы, потому трудящимся проще влезть в игольное ушко, чем заслужить признание государства. О том, что героями труда в сумасшедшей мешанине российских скреп сейчас становятся миллиардеры-капиталисты, даже упоминать, наверное, неприлично.
Очевидно, что сложившаяся в постсоветский период наградная система, рассчитанная на умиротворение приближенных к президентскому трону персон по принципу «кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку», отрешенная от каких-либо реальных заслуг кандидатур, существующая вне общественного признания, выродилась в комичное и циничное действо, подрывающее действительную ценность подвига, доблестного труда, открытия или творения. Как ложка дегтя может испортить целую бочку меда, так и высокая награда, врученная только одному недостойному из соображений кумовства, теряет репутацию. Что уж говорить, когда в почетном списке нужно еще поискать настоящих героев среди каких-нибудь прихлебателей и лизоблюдов? Конечно, подобную наградную систему ждет неминуемая участь полного обнуления сразу за сменой нынешнего режима.