Киселёвские «канадцы» явились миру год назад. 8 июня 2019 года группа жителей районов Подземгаз и Парниковка кузбасского города Киселёвска записала видеообращение к премьер-министру Канады Джастину Трюдо и генсеку ООН Антониу Гуттеришу.

Забытые богом и страной киселевчане просили у Канады экологического убежища. В считанных метрах от домов бушевал подземный пожар, который официальные лица скромно именовали «нагрев» (очевидно, по аналогии «взрыв-хлопок»). Под этим районом находится заброшенная шахта «Киселёвская». Жители уверены: горят угольные пласты; чиновники обвиняли самих жителей: устроили свалку, подожгли, теперь под сурдинку хотят новое жилье.

2019. Скриншот видеообращения


Летом 2018 года на Парниковке отравились угарным газом мама с дочкой. Врачи спасли. Сказали: «Еще 30 минут – и мы бы не смогли помочь». Татьяна с ужасом вспоминает:

«Мне ребенок говорит: мама, хочу в туалет. Беру ее за руки, а она не может встать. Ставлю на ноги, а она говорит: мама, я ножек не чувствую. И падает. Смотрю в ее взгляд, а у нее глаза пустые-пустые. Я открыла окно, думала, что душно. Облокотилась на стол, взяла телефон, чтобы позвонить и вызвать скорую помощь. И не могу сообразить, как нужно звонить…»

Татьяна, фото автора

Губернатор Цивилёв поначалу обвинил «канадцев» в дискредитации Кузбасса и даже всей России перед мировой общественностью. Дескать, вместо подлого обращения к чужому правительству могли пригласить к диалогу местных чиновников и самого губернатора. Удивленные киселевчане продемонстрировали кипы отписок, в том числе из областной администрации.

Дело было перед президентской прямой линией, поэтому глава области решил посетить задымленный район, лично подтвердил, что горит не мусор, и пообещал переселить 71 семью. Взял дело под личный контроль. Окрыленные парниковцы недолго планировали расстановку мебели в новых квартирах – через два месяца Цивилёв отказался от своих слов, посулив ошарашенным людям вместо квартир всекузбасский День шахтера в 2021 году.

Постепенно слаженная группа «канадцев» распалась. Они успели еще немного «побузотерить», провели знаменитое «киселёвское чаепитие», которое пытался запретить начальник городской полиции, пригласили в гости американскую туристку – и та уехала в легкой панике после того, как глава города сдал ее в полицию за видеосъемку встречи мэра с жителями.

Сейчас жители улицы Малинной, где проходило чаепитие, протестовать не хотят.

Виталий Шестаков, фото автора


- Конечно, обидно, что никто не хочет подняться. Чтобы народа было больше и это прошло побыстрей, повеселей, - рассказывает председатель уличного комитета Малинной Виталий Шестаков. Он единственный, кто не сдался. Соседи молча делегировали Виталию право добиваться справедливости, но сами устранились. Не потому, что им теперь нравится жить в опасной зоне. Разочаровались – в мэре, в губернаторе, в президенте, обращение к которому тоже записывали, даже в Джастине Трюдо и Антониу Гуттерише.

Шестаков упрямый: это его семья едва не угорела летом 2018-го.

Фото автора


13 мая Виталий объявил голодовку с требованием выкопать яму на месте предполагаемого пожара и замерить температуру. Своими силами активисты, то и дело конфликтуя с охраной, копают небольшие ямки и проводят измерения – в середине апреля на метровой глубине почва была прогрета до 53 градусов. Это после сибирской зимы, когда земля промерзает на метр-два в глубину.

Место «свалки» находится под охраной ЧОП. Зачем, спрашивается, если по официальным данным пожар (то есть «нагрев») побежден?

Фото: Виталий Шестаков


Кто-то из местных предлагал пойти пешком в Москву, как один известный шаман. Лично донести свою беду до президента. Будто там ждали когда-то гонцов с плохими вестями и возвращали с хорошими.

По данным исследователей из университета Гарварда, уровень смертности от коронавируса выше в тех районах, где зафиксировано загрязнение воздуха. Но вирус разборчив и пока в наших краях не особо кровожаден, а угольная пыль поражает легкие всех, кто живет рядом.

В 2019-м первым откликнулось на видеообращение посольство Канады. Не помогло, но добавило безнадеги голосу 70 семей, живущих над гигантскими пустотами горных выработок.

Оригинал